Вариации на тему «Золотого века»
В арт-галерее «Мануфактура» представлены картины Олега Радвана и Натали Насыбулиной
По мнению организаторов выставки «Возрождение Золотого века голландской живописи», этот проект — попытка перенести всеми любимые натюрморты из XVII века в наше время, продемонстрировать зрителю их современность и мастерство художников. Вариации на тему широко известных в истории мирового искусства полотен, с добавлением в них современных деталей, к примеру, подзарядки для мобильного телефона или флэшки, создают некий условный мост между классикой и сегодняшним днем, с типичными признаками новых технологий.
Почему авторы обратились к искусству Голландии? Музейщики, занятые атрибуцией картин, подсчитали, что в наших музеях произведения старой голландской живописи еще со времен бывшего СССР составляют около одной четвертой от общего процента всей западноевропейской живописи. И нашим предкам, собиравшим солидные коллекции и передававших их в дар по наследству, и современникам, заворожено рассматривающим великолепные шедевры в музейных или частных коллекциях, произведения старых голландских живописцев дарят незабываемые мгновения. Прежде всего, из-за высочайшего уровня: именно в XVII веке произошло формирование национальной художественной школы. В этот период заканчивалась борьба за независимость от Испании, постепенно исчезли и религиозные ограничения католической Италии. Национальное самоутверждение Голландии и господство светских тем привели к расцвету таких жанров как портрет, пейзаж, натюрморт и картин на сюжетные бытовые сцены. Живописцы ярко заявляют о себе не только в своей стране — по их следам пойдут и художники многих других национальных художественных школ Европы. И сегодня художники XXI века продолжают изучать наследие голландских мэтров, создавая точные или свободные копии известных произведений, изучая стиль старых мастеров и осваивая сложную технику со множеством лессировок.
«ДВЕ ТЫКВЫ» ОЛЕГ РАДВАН
Так, Насыбулина посвятила себя исследованию натюрмортов с тюльпанами и розами, спелым виноградом и цитрусами кисти Яна Давидса де Хемма, а также полотен более сдержанного по цветовой гамме Корнелиса Бризе. Безусловное предпочтение Натали оказала известному мастеру Виллему Кальфу, автору роскошных натюрмортов с серебряной посудой, венецианскими бокалами и дорогим восточным фарфором.
В «Голландском натюрморте с телефоном VERTU» и «Голландском натюрморте с «флэшкой» Натали Насыбулина использует натюрморты Кальфа как основную тему.
Для картин голландских мастеров того времени свойственна идея бренности земной красоты (memento mori — «помни о смерти»). Насыбулина поддерживает эту мысль за счет откровенной цитатности современных технических аксессуаров, и эту ироничную интонацию зритель прочитывает в «Саду с видеонаблюдением» и «Голландском натюрморте с parker». Однако технические новшества XXI века вписаны в натюрморт очень деликатно, поэтому зритель проявляет проницательность и наблюдательность только после того, как прочтет название картины и задумается над ее вторым смыслом.
Олег Радван, предоставивший для выставки натюрморты с хлебом, оливками и лимонами, кропотливо прописанными на типичном для старой голландской школы темном фоне, — продолжает тему переосмысления классических традиций. Минимализм в цвете и сдержанная строгость композиции позволяют зрителю не искать внешней эффектности, а «войти в натюрморт», осознавая его глубже и философичнее. Скупой луч света выхватывает из композиции хлеб или зажженную лампу, оставляя все второстепенные детали в тени... Полтона Радвана по своей сути противоположны роскоши и изобилию картин Насыбулиной, поэтому их творческий дуэт способен обогатить зрительские впечатления за счет контрастности разных полотен одного жанра.
Тема старой голландской школы сумела объединить двух художников, очень близких по стилю, но прошедших совершенно различный путь в искусстве. Олег Радван — художник без профессионального образования, который всерьез занялся живописью уже в зрелом возрасте. Его реалистичные портреты завоевали несколько престижных премий и наград. Натали Насибулина — член Национального союза художников Украины, известный сценограф, живописец и иконописец. Художественный руководитель Театра экзотического дизайна, автор и руководитель международных проектов. Достоинство арт-проекта «Возрождение Золотого века голландской живописи» заключается в том, что он открыл зрителю новые грани таланта двух украинских художников и органично объединил их творения в едином экспозиционном пространстве.
Выставку можно посетить до 17 августа.
Выпуск газеты №:
№123, (2014)Section
Тайм-аут