Варшава — Париж — Киев Культурная прямая против политической геометрии

Литературный Институт — это издательство, основанное в 1946 году в Риме, а с 1947 года находящееся в Мезон- Лаффитт вблизи Парижа. Это одна из наиболее выдающихся польских организаций в эмиграции, издающая произведения польских писателей, работы по политологии, документы, публицистику. Его заслугой также является издание основного журнала польской эмиграции, культурно-политического ежемесячника Kultura, более 50 лет редактировавшегося Ежи Гедройцем. Идеи, упрямо и систематически пропагандировавшиеся в журнале, сыграли историческую роль в формировании мировоззрения и настроений значительной части польской эмиграции и понимания западноевропейской интеллигенцией проблем Центральной и Восточной Европы. С самого начала Гедройц предлагал отказаться от всяких претензий, пойдя на компромиссы во имя добрососедских отношений. В своем журнале он создал концепцию сотрудничества представителей польской, украинской, русской, белорусской, литовской эмиграции как прообраза будущего диалога освобожденных от тоталитаризма народов. Систему ценностей, созданную Гедройцем, переняла польская «Солидарность». Его считают духовным наставником движения, программа которого включала в себя идеи «Культуры». Как отметил Богдан Осадчук, «это единичный случай в истории, когда идея, выработанная в эмиграции, переместилась на родину, пустила корни, проросла и новые правительства приняли и реализовали ее». Действительно, человек, десятки лет находившийся в эмиграции, своей деятельностью определяющим образом повлиял на смену общественно-политического строя Польши — такое не удалось даже Герцену с его «Колоколом». «История учит, что упадок Польши всегда будет упадком Украины, и наоборот…» (Е. Гедройц, «Евразия» №1, 1995). Ежи Гедройц умер в 2000 году в возрасте 94 лет. Украинский еженедельник «Наше слово», издающийся в РП, выпустил специальный номер на польском, посвященный легендарному редактору, в котором назвал его «великим сторонником украинской государственности и польско-украинского взаимопонимания». Он прожил все столетие: все его деформации, адские проломы, надежды, возрождение государств и установление исторической справедливости. Был одной из выдающихся личностей ХХ века. Когда Гедройца не стало, Иван Дзюба в статье, посвященной его памяти («ПІК», №35, 2000 год), написал: «Польша потеряла великого сына. Украина потеряла великого друга».
Выставка «Литературный Институт в Париже. 1946 — 2001» проходит в рамках проекта «Киев в Варшаве. Варшава в Киеве», осуществляемого по программе Украинско-польского форума. Акция — ответ на выставки «Святыни Киева» и «Киев — город Михаила Булгакова», организованные Музеем истории Киева весной и осенью этого года. В открытии экспозиции приняли участие посол Польши в Украине господин Марек Зюлковский, Николай Жулинский, Мирослав Попович, Иван Драч, секретарь Объединения украинцев в Польше Петр Тыма и многие другие, неравнодушные к проблеме украинско- польского сотрудничества. Атмосфера общения не нуждалась в переводе — два родственных языка органично переплелись, лаская слух и создавая непринужденную ауру настоящего взаимопонимания. Лично для меня это стало еще и щемящим прикосновением к культуре одной из ветвей своего национального происхождения.
Открытие выставки было объединено с презентацией книги Богдана Осадчука «Україна. Польща. Свiт». Это событие заняло намного больше времени и внимания гостей. Книга состоит с переводов избранных статей и репортажей, которые в течение полувека появлялись на страницах легендарной «Культуры». Оригинал книги составлен под руководством культуролога Кшиштофа Чижевского и издан в Польше издательством «Пограниче»; украинский перевод представил «Смолоскип», составителем выступила Валентина Грынык-Сутановская. Как отмечает сам автор, сборник был составлен без его участия, и он бы сделал его несколько иначе. Вступительные слова к книге были написаны самим Ежи Гедройцем (по признанию Осадчука, это «самый ценный голос» и «кажется, последний перед смертью»), польским поэтом, лауреатом Нобелевской премии Чеславом Милошем, и украшены выдержкой из речи президента Польши Александра Квасьневского по случаю награждения господина Богдана престижной государственной наградой — орденом Белого Орла.
Фигура Богдана Осадчука более известна в Западной Европе и среди соседей-поляков. Настоящий украинец, который ни на миг не отрекся от своего происхождения (так, в открытом письме к тогдашнему президенту Леху Валенсе, напечатанном в варшавской газете «Жечпосполита», называет Украину «моя страна»), жил (и сейчас живет) в Берлине, занимаясь журналистикой. 30 лет работал в очень влиятельной либеральной швейцарской газете Neue Z Я rchen Zeitung, имеющей почти 230-летнюю историю и выходящей трижды в день. За одну из правдивых публикаций в ней разъяренный Хрущев требовал у швейцарского посла увольнения журналиста, на что посол ответил, что скорее уволят его (посла), чем хорошего журналиста. Кстати, Осадчук был одним из тех, кто фиксировал печальноизвестную хрущевскую дипломатию: 12 октября 1960 года советский лидер осрамился на весь мир в Голубом зале пленарных заседаний ООН, стуча руками и ботинком по трибуне и грозя обувью в сторону председательствующего Боланда… Постоянно сотрудничал с немецкой прессой, а с 1952 года писал в «Культуру». Во вступительном слове к книге Ежи Гедройц называет его «главным информатором западного общественного мнения о восточноевропейских делах». Чеслав Милош пишет, что «благодаря ему (Осадчуку. — Авт.) и Гедройцу Польша одной из первых среди европейских стран признала независимость Украины». Далее Нобелевский лауреат отмечает: «Если бы молодежь по обе стороны границы поняла, что собственно здесь, на стыке двух языков и двух культур, ее ждет много задач, от которых зависит судьба этой части Европы, то она нашла бы цель и стала от этого счастливой». Занимался научной работой в Вольном университете в Берлине, профессор новейшей истории.
«Україна. Польща. Свiт» содержит 36 статей информационно-аналитического характера. Поражает точность характеристик и безошибочность видения последствий исследуемых процессов, ведь автор не был, по понятным причинам, на территории Союза и оккупированной Украины. Охвачен период с 1952 по 2000 годы. Это одна из немногих книг, от которых действительно было трудно оторваться — образец европейской журналистики, объективности, аналитичности и безграничного патриотизма украинца, находящегося далеко от дома. Речь и стилистика на удивление проста и понятна, в то же время филигранно точна, а рассудительный тон рождается сквозь призму постоянного самопереживания явлений. «Милують око деякі відреставровані кам’яні будинки з багатими фасадами в центрі міста на тінистих алеях Печерська та нижньому Києві, на Подолі… Контрасти на кожному кроці та повсюди. Найгірше з наукою та культурою. Не тільки тому, що немає колишніх субсидій та дотацій, але навіть на видавництвах, які ледь зводять кінці з кінцями, висить великий податковий тягар. Цим користуються багаті видавництва з Росії, які завалюють книжками, газетами, журналами Київ...» Это из новейшей хроники 1997 года (Kultura №7/8). Много ли изменилось с тех пор? А сколько должно было бы измениться? Свою объективность Б. Осадчук частично объясняет отсутствием «регионального патриотизма», замененного «всеукраинским». Наше государство перед ним провинилось, проявив, как минимум, невоспитанность, ведь в вежливом обществе принято благодарить за добрые дела. В то время, когда десятки наград раздаются только за личную преданность, не нашлось ни одной, чтобы отметить преданность Украине.
Профессор Богдан Осадчук разменял уже девятый десяток. Но прибыл в Киев на презентацию своей книги полный сил и бодрости. Необходимо отметить, что из всего «президиума» приятнее всего было смотреть именно на него — лишенного советских комплексов, оживленного интеллигентного собеседника и невероятного шутника, особо развлекавшего прекрасный пол. Есть и почти мистическая подробность, которая чуть не стала фатальной. Дело в том, что господин Богдан совсем недавно должен был лететь в Цюрих тем самолетом, который потерпел ужасную катастрофу, но поменял билет и вылетел на два часа раньше… Украина еще раз увидела своего сына и друга.
Выпуск газеты №:
№224, (2001)Section
Тайм-аут