Весть, присланная небом
К 520-летию со дня рождения Мартина Лютера![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031111/4203-8-3_0.jpg)
«Удар молнии в бочку с порохом» — так образно и метко назвали потомки небывалую революцию в умах европейцев, глубочайший духовный переворот, совершенный в начале XVI столетия. Этот переворот («Реформацию») связывают с именем великого Мартина Лютера (1483—1546), во многом предопределившего дальнейшее развитие того цивилизационного мира, который мы традиционно называем Западным, и в весьма значительной степени повлиявшего на его облик (современный в том числе, ведь интеллектуальный космос большинства стран Европы, США, Канады во многом сформирован «великим взрывом» Реформации). И чтобы адекватно понять структуру сознания Запада, необходимо изучать жизненный путь и идеи Лютера. 10 ноября исполнилось 520 лет со дня его рождения.
«Я сын, внук и правнук крестьянина, в моем роду все были крестьяне», — с гордостью говорил Лютер на склоне лет. Отец Мартина, Ганс Лютер, начинал свой путь рудокопом в мансфельдских копях (Тюрингия) и за 25 лет упорного труда стал совладельцем восьми меднорудных шахт и трех плавилен. Семья была многодетная, но Мартину не грозила бедность; тем не менее он отлично знал, что такое нужда. Мальчик очень рано устремил свои духовные искания к Богу. Попытки отца приобщить будущего великого реформатора к какой-либо «светской» профессии были безуспешны. Проучившись три года в Эрфуртском университете, 22-летний Лютер вступает в ряды монахов-августинцев местного Черного монастыря. С 1511 года он — доктор богословия Виттенбергского университета; благодаря Лютеру этот захолустный городок в Восточной Германии стал «Римом еретиков», духовным центром христианского мира (именно сюда 100 лет спустя пошлет Шекспир на учебу Гамлета!).
Сам Лютер говорил, что его роль в великих событиях Реформации сводится лишь к тому, что он прислушивается к вестям, посылаемым небом. Именно это и побудило его прибить на дверях Замковой церкви в Виттенберге плакат с 95-ю тезисами против учения об отпущении грехов (с этого дня, 31 октября 1517 года, по традиции ведут отсчет эпохи Реформации). Каковы же были эти «вести» свыше, в чем заключался духовный вызов Лютера авторитету папы?
Подлинное покаяние, заявил великий бунтарь, не может быть актом купли-продажи, а является внутренним процессом, длящимся в течение всей жизни христианина. Отсюда — резкое осуждение Лютером практики продажи «индульгенций» и отпущения грехов за деньги. Заметим, что не Лютер первым заговорил о несовместимости сделок с Богом со званием истинного христианина; можно назвать англичанина Джона Уиклифа, великого чеха-мученика Яна Гуса, итальянца Джироламо Савонаролу...). Но именно Лютер «пришел вовремя» — общество в Германии и во многих европейских странах было готово к переменам.
Со временем Лютер пришел к отрицанию внешних, формальных атрибутов «благочестия» в жизни истинного христианина. Лишь ВЕРА и непосредственное, искреннее общение с Богом (без иерархических церковных структур!) — путь к спасению; при этом Лютер резко противопоставляет вере рассудок, называя его «предателем души». Для диалога с личным Богом не нужно ничего, кроме огня Веры, — именно это тезис Лютера, делавший ненужным организацию католической церкви во главе с Папой, вызвал бешенные нападки врагов, кровавые религиозные войны на протяжении многих десятилетий. И в этой борьбе соратникам знаменитейшего «еретика из Виттенберга» помогали его слова: «Поэтому я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправедно делать что-либо против совести. На том стою я и не могу иначе. Да поможет мне Бог!».
Выпуск газеты №:
№203, (2003)Section
Тайм-аут