Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Военачальник Небесный

Сегодня – Собор святого архистратига Михаила
21 ноября, 20:31

Начиная от Мономаховичей (1125 год), киевские князья считали Михаила своим покровителем, изображали на гербах Киева. Изображение Михаила было и на главной хоругви времен Богдана Хмельницкого, и на казацких знаменах.

Святому посвящено два праздника: 19 сентября (Воспоминание о чуде в Хонех) и 21 ноября (Собор святого архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных (бестелесных)), и этот – главный из всех праздников, когда прославляют ангелов.

В честь Михаила названо большое количество церквей по всей Украине. Также стоит упомянуть, что в Киеве был Михайловский Златоверхий собор, уничтоженный в советское время.

А в целом образ святого Михаила олицетворяет победу добра над злом. Даже есть поговорка: гром гремит – святой Михаил борется с чертями.

Образ архангела Михаила широко применен и в иконописи, где предстает в самых разнообразных вариантах. Чаще всего – в образе Божьего посланника или бесстрашного воина со сценами его деяний, он собирает вокруг себя все небесные силы, присутствует на изображении Страшного Суда, у изображения Богородицы с Младенцем и Спаса Нерукотворного вместе с архангелом Гавриилом, на дьяконских вратах и в паре с другими святыми, а также является обязательной составляющей чина моления в украинских иконостасах. Об этом «Дню» рассказала заведующая отделом древнеукраинского искусства Национального музея им. Андрея Шептицкого Мария Гелитович и провела экскурсию, чтобы показать древнейшие образы с изображением архангела Михаила в коллекции НМЛ.

Первой ученый показывает одну из древнейших, начала XV века, украинскую икону архангела Михаила с деяниями. «Больше всего о деяниях архангела Михаила узнаем из ветхозаветной истории, - рассказывает Мария Гелитович. – Он был покровителем еврейского народа от начала сотворения Адама и Евы. А также – еще дальше, от первых тех событий, которые произошли в борьбе между ангелами. Потому что архистратиг Михаил стал во главе Небесного войска и победил ту часть ангелов, которые сплотились против Бога во главе с Люцифером. И, собственно, это клеймо есть на некоторых иконах и мы позже его рассмотрим. А то, что связано с историей человечества, в частности – еврейского народа, это иконы, изображающие изгнание Адама и Евы из рая. Есть икона из села Сторона, что в Дрогобычском районе. Она, правда, уничтожена в нижней части, но здесь очень высокого художественного исполнения клейма, которые поражают эмоциональностью. Особенно драматичным является рассказ о жертве Авраама, когда Авраам приносит в жертву своего сына Исаака. В последний момент Михаил сходит с Неба и показывает Аврааму на овечку, которую можно принести в жертву... Даже держит Авраама за руку, чтобы тот ничего не сделал своему сыну, потому что жертва принята...

Так же эмоционально клеймо с тремя отроками в огненной печи. Эта иконография появилась на основе рассказа из книги пророка Даниила о трех юношах, которых бросили в растопленную печь за то, что они отказались поклоняться вавилонским богам. Ангел же Господень сошел с Азарией и его товарищами в печь, отдалил пылающий огонь от печи и сделал так, будто внутри печи дует ветерок росистый. И огонь юношей не коснулся, не причинил боли. Своей жизнью Анания, Азария и Мисаил (их имена на вавилонском – Седрах, Мисах и Авденаго) олицетворяли жизнь верной Иудеи, оставшейся невредимой в печи испытаний в вавилонском плену. И эта иконопись на образе из Стороны будет мало меняться на иконах другого времени».

Также Мария Гелитович подчеркивает, что на этой иконе Михаил изображен без меча, и это – уникальная вещь, поскольку, будучи военачальником, Михаил всегда имел меч.

Всего в сборнике Национального музея во Львове есть 20 икон с клеймами, а особенно на образах XVI – начала XVII вв. Клейма нужно читать слева направо: 1) «Сотворение архангела Михаила»; 2) «Изгнание Адама и Евы из Рая»; 3) «Архангел с тремя юношами в огненной печи»; 4) «Архангел борется с Яковом»; 5) «Жертвоприношение Авраама»; 6) «Чудо в Хонех»; 7) «Архангел Михаил приносит с Аввакумом пищу Даниилу во рву львином»; 8) «Потопление войска фараона»; 9) «Моисей ведет иудеев по сухому дну в землю Ханаанскую»; 10) «Явление архангела Михаила Иисусу Навину перед Иерихоном».

«На других иконах Михаила с клеймами могли чередоваться разные сцены его деяний, которые, очевидно, не были строго регламентированы каноном, а оставались на выбор иконописцу или местной церковной власти. Как, например, на иконе из Долины 1560-х годов, которая вышла из мастерской Дмитрия. Здесь читаем такие клейма: 1) «Изгнание Адама и Евы из Рая»; 2) «Явление архангела Иисусу Навину»; 3) «Явление пророку Варлааму»; 4) «Чудо в Хонех»; 5) «Явление Моисею у горы Синайской»; 6) «Борьба с Яковом»; 7) «Явление трем отрокам в печи огненной»; 8) «Гибель Содома и Гоморры».

Одним из примеров изображения архангела Михаила в чине моления является икона из Далевы конца XIV века, которую музеевед и этнограф Илларион Свенцицкий привез из экспедиции. На ней Михаил держит посох (зерцало), и это – прозрачная сфера в руках ангела, символ предвидения, предоставленный архангелу Богом. По словам Марии Гелитович, создал этот образ иконописец очень высокого уровня. «Это одна из самых ценных памяток в нашей коллекции», - говорит ученый.

Начиная с XVII века, под влиянием западноевропейского искусства, вызревают новые иконографические варианты, а потому еще одним атрибутом в руках архангела Михаила становятся весы. «Ведь на Страшном Суде он будет взвешивать добрые и злые поступки людей. На одной чаше весов изображен демон, а на другой – молящаяся фигура», - рассказывает Мария Гелитович. – Таким примером служит икона архангела Михаила на дьяконских вратах знаменитого Жовковского иконостаса 1697 – 1699 годов. Автор – Иван Руткович».

Еще одним иконографическим новшеством, которое пришло на украинскую территорию из XVII века, является апокалиптический образ святого Михаила, который скачет на красном огненном коне с книгой и крестом в руках, а у его ног – побежденный дьявол. «Однако такой вариант не получил распространения в галицкой иконописи», - говорит наш экскурсовод. И добавляет, что в целом иконография святого архистратига Михаила чрезвычайно интересна и разнообразна: «Этот небесный покровитель является одним из наиболее часто изображаемых святых на украинских иконах, о чем свидетельствует большое количество сохранившихся памяток».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать