Перейти к основному содержанию

Впервые Канн расщедрился на две «Золотые пальмовые ветви»

23 мая, 00:00

 

52-й Каннский кинофестиваль особых сюрпризов не предвещал. Появление на конкурсе полнометражных фильмов картины датского режиссера Ларса фон Триера «Танцующая во тьме», казалось, лишало кинофорум всякой интриги. Во-первых, фон Триер — явный и давний фаворит Канн. Он трижды участвовал в кинофестивале, и всякий раз его фильмы не оставались ни незамеченными, ни неотмеченными — за «Элемент преступления (1984 г.) и «Европу» (1991 г.) режиссер награждался Гран-при Высшей технической комиссии, а в 1996-м за картину «Наперекор волнам» Ларс фон Триер был удостоен Особого Гран-при жюри. Но вот обладателем «Золотой пальмовой ветви» он не был ни разу. Вроде как пора и справедливости восторжествовать. Но справедливость на кинофестивалях такого уровня — понятие относительное. А вот участие рок-звезды Бьорк (это ее кинодебют) и супер-звезды Катрин Денев, сыгравшей скромную труженицу американской глубинки, — вполне реально делало «Танцующую во тьме» главным претендентом на «Золотую пальмовую ветвь». Это — во-вторых.

Впрочем, в конкурсе была еще новая работа братьев Коэн, немало модных сегодня азиатских фильмов и, наконец, «Свадьба» Павла Лунгина, российского режиссера, живущего во Франции и весьма обласканного Каннским кинофестивалем — его «Такси- блюз» в 1990-м получило приз за лучшую режиссуру. И хотя спустя два года картина Лунгина «Луна-парк» наградой отмечена не была, но участие в конкурсе этого кинофорума почетно само по себе. И все же большинство критиков склонялось к «Танцующей во тьме».

Неожиданностей стоило ожидать лишь от председателя жюри Люка Бессона — автора «Леона» и «Пятого элемента». Дескать, этот модный представитель мейнстрима вполне может отдать предпочтение чему-то нарочито кассовому. И Бессону действительно удалось удивить каннскую публику. Буквально за день до окончания фестиваля он заявил СМИ, что вообще не видит претендента на «Золотую пальмовую ветвь». Канн вознегодовал. И этот гнев не был лишен оснований. При всей капризности, подверженности модным эстетическим и политическим веяниям и парадоксам, лауреаты Канн никогда не оказывались ниже определенного художественного уровня, задаваемого самым престижным киносмотром мира. Выходит, этот уровень самого голливудского из всех европейских режиссеров не устраивает. А учитывая вечное противостояние Канн и американского кино, ситуация грозила перерасти в скандал. Но скандала не случилось. Да, похоже, что все громкие заявления Бессона были не больше, чем шалостью экстравагантного француза. Во всяком случае, на церемонии награждения он был сама любезность, а вызывая на сцену Бьорк, даже напел музыкальную партию из «Танцующей во тьме». Но неожиданность все же произошла: впервые актриса получила не просто приз за лучшую женскую роль, как предусмотрено регламентом Каннского фестиваля, а «Золотую пальмовую ветвь». Бьорк удостоена награды за роль чешской эмигрантки, теряющей зрение, но при этом мечтающий об участии в голливудских мюзиклах, которая работает в американской провинции, чтобы заработать деньги на операцию сыну, который также слепнет. Критики в отношении игры Бьорк и фильма в целом единодушны: подобной музыкальной драмы мир еще не видел. Сам же Ларс фон Триер признавался журналистам, что работать с Бьорк было и прекрасно, и ужасно трудно: она не играла, а проживала жизнь своей героини, и у всей съемочной группы было ощущение, что они присутствуют при гибели человека. Но зато — каков результат! Правда, он лишал самого режиссера надежд на «Золотую ветвь»: ведь Канн никогда не вручал две главные награды, да еще одному фильму. К радости поклонников Ларса фон Триера традиция была нарушена.

Не остался без награды и Павел Лунгин. Он стал первым обладателем учрежденного жюри приза за лучший подбор актеров. По единодушному мнению критиков, в «Свадьбе», действие которой происходит в небольшом российском шахтерском поселке, действительно нет ни одной безликой роли. В нем показали себя мастерами Мария Миронова, Марат Башаров, Андрей Панин, Александр Семчев... Кстати, в фильме вместе с родной дочерью Андрея Миронова снялась и удочеренная актером Мария Голубкина.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать