Перейти к основному содержанию

«Все наверху пропечатано...»

Cоздана дилогия о старейшем кинематографисте Украины
13 февраля, 00:00

Несмотря на очевидный упадок национального кинематографа, «Киевнаучфильм» создал фильм в жанре кинодокументалистики. Собственно фильмов два: «Пассажиры из прошлого века» и «На незнакомом вокзале». Они образуют кинодилогию о жизни и судьбе одного из старейших кинематографистов Украины Израиля Гольдштейна. Вместе с тем, как справедливо отмечают создатели, «это картина о деталях и фрагментах времени, зафиксированного на кинопленку не только усилиями нашего героя, но и благодаря подвижнической деятельности нескольких поколений кинолетописцев ХХ века». Режиссер фильмов Виктор Олендер, оператор Анатолий Солопай.

Премьера картин состоялась в столичном Доме кинематографистов. Кроме съемочной команды во главе с режиссером, переполненный зал имел возможность увидеть и услышать главного героя произведения, который несмотря на весьма почтенный возраст, пришел и даже немножко волновался: «Я думал, что вы не придете, а вы пришли...» И продолжил: «Это историческое событие — возрождение документального кино в Украине. Поздравляю...» Михаил Беликов назвал Гольдштейна «историей украинского кино». История же создания фильма следующая. Несколько лет назад возникла мысль снять сериал «Пока живые», но проект не воплотился. Тогда решили снять о ком-то одном из героев и остановились на Гольдштейне. В результате, как заметил режиссер картин В. Олендер, вышел «фильм-ностальгия, но ностальгия не по прошлому, а по настоящему». На его создание ушло два с половиной года.

«Пассажиры из прошлого века» начинаются со дня рождения героя и заканчиваются победой во Второй мировой войне. Киев в 1918 году, Думская площадь, то бишь, майдан Независимости... Именно там родился герой картины. Редкие документальные съемки идут параллельно с закадровым рассказом-комментарием, который ведет сам Изя Гольдштейн. На удивление тонкие характеристики, красноречивые детали, сохранившиеся в памяти рассказчика, какая-то неуловимая парадоксальность, обнажающая суть вещей и тонкий юмор холеного интеллекта... «Когда я родился, на этой площади стоял памятник Столыпину, потом Марксу, впоследствии поставили Ленина, но и он не удержался. Поэтому и делаю вывод — место для памятников гиблое...» Что там сейчас понастроили напротив теплиц, рядом с крылатым легионером? Затем был киевский киноинститут, московский ВГИК и направление в братскую Армению «поднимать национальный кинематограф». Как альтернатива — год заключения. Потом война. Снимал документалистику — следовательно правду. А Москва слала телеграммы: «Нужны победы, подбитая немецкая техника...» «А где же ее было взять в 1941 году?» — спрашивает автор. Гольдштейн был одним из тех, кто снимал ад в Сталинграде — кадры, обошедшие весь мир. Интересный факт: из 15 операторов только трех ранили. Никто не погиб, хотя та война оборвала жизни 52 кинодокументалистов. В фильме много рассказывается об Александре Довженко, совместном сотрудничестве с гениальным режиссером. В титрах — имена около 90 операторов, чьи кадры использованы при создании фильма.

«На незнакомом вокзале» начинается с первых послевоенных лет, а заканчивается грустным сегодняшним днем. Здесь уже несколько другие съемки, другая эпоха, другой стиль и дух. Дело не в появлении цветной пленки, а в том, что Гольдштейн охарактеризовал как «брехливое кино». «Чем дальше, тем больше от нас требовали показывать больших и маленьких начальников...» Как-то это очень напоминает современное телевидение, другие печатные и электронные СМИ. Собственно это не история Гольдштейна — это история Украины глазами Гольдштейна и Олендера. Иногда герой попадает в довольно смешные, но в то же время опасные ситуации: за съемку парада на Крещатике в один и тот же день ему объявляют выговор за нарушение техники безопасности, а рядом приказ о премии в 300 рублей «за мужество и изобретательность». Просто оператор слишком близко и без согласования с «органами» подобрался к боевой технике. Значительная часть картины посвящена зарождению политических партий в Украине, периоду зари независимости, первым шахтерским забастовкам, лживости системы, демократам, которые не выдержали испытания властью... Гольдштейн показал весь фарс событий, которые до сих пор называются политической жизнью. В фильме использованы работы около 70-ти операторов.

Документального кино сегодня практически не существует, потому что на него не выделяются деньги. Впрочем, Гольдштейн заканчивает философско-оптимистически: «Только молодым кажется, что старым не хочется жить. Вздор...» А еще несколько раз повторяет фразу, вынесенную в заголовок материала.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать