Вышито с душой
В Музее народной архитектуры и быта прошел День вышивальщицы и ткачихи
На прошлые выходные в Пирогово съехались народные мастера со всей Украины и устроили настоящую выставку-ярмарку изделий в национальном стиле. Так, донетчане привезли в столицу вышитые рубашки, платья, рушники и салфетки, а чтобы лучше было видно гостям — развесили их прямо на плетне у одной из хат музея. Мастера из Винниччины разложили вышитые картины прямо на траве, а гобелены повесили на натянутых между деревьями веревках.
ОРНАМЕНТЫ ИЩУТ В СУНДУКАХ
Возле каждого мастера собирались толпы заинтересованных, но едва не наибольший интерес был к вышивальщице из Буковины, которая привезла одежду в стиле своего региона — с яркими цветами и цветочными узорами, вышитыми бисером.
— Вышивкой занимались моя мама, бабушка, а теперь я и моя 12-летняя дочь, — говорит мастерица Ярослава Щербань. — Осенью поедем на международную выставку во Францию. Повезем, наверное, вот этот черный костюм (показывает на юбку и безрукавку, на которой вышиты красным, синим и зеленым бисером пионы. — И.Ф.). Как когда-то рассказывала моя мама, черный цвет — это земля, а цветы на ней — это сады Украины. Кроме бисера, я овладела и другими техниками вышивки, недавно освоила сугубо буковинскую мережку. Это очень сложная работа, так как если ошибешься на одну ниточку, не будет задуманного орнамента. Моя бабушка рассказывала, что когда-то в школе детей учили ткачеству, мережкам и вышивке. А сегодня, когда ученики приезжают ко мне на мастер-классы, половина из них никогда не видела собственными глазами ткацкого станка. Поэтому хотелось бы, чтобы народным ремеслам учили и в современной Украине. Вообще я работаю над тем, чтобы возродить старинные орнаменты и техники, пока они еще совсем не умерли. Очень интересное и сложное ткачество имеют буковинские плахты, которые называются горбутками: в ткацкий станок заправляется в течение двух недель 2,5 тысячи ниток, и если неправильно это сделать, можно испортить всю работу. Секретов, как это делается, ныне почти никто не знает, поэтому хотелось бы их найти и передать эти знания детям. Древние орнаменты возрождают и мастера из Львовщины. Как говорит вышивальщица Наталья Соленая, она ищет эти узоры в бабушкиных сундуках — на старинных рушниках, иконах, плахтах, а потом создает собственный орнамент, неповторимый и уникальный. На первый взгляд кажется, что Натальины салфетки похожи между собой, но одна вышита на сером льне, другая — на беленом, у одной края ровные, а у другой — волнистые, где-то нитки черные и красные, а где-то — зеленые, вишневые и оранжевые. Именно эти цвета — визитная карточка львовской вышивки.
— Каждого мастера можно увидеть по его работам, поэтому я стараюсь никогда не делать точную копию того, что было вышито ранее, подбираю цвета так, как это делает художник при написании картины на мольберте, — продолжила пани Наталья. — Мы вышиваем всей семьей: мама, папа, я, брат и невестка. Это уже стало семейным ремеслом, но работаем еще и для вдохновения, лично мне вышивка приносит радость. Я овладела очень большим количеством техник: крестик — обычный, косой, болгарский, а также гладь, ляховка, обработка краев петельным швом или в подгиб зубчиком или обычный подгиб, мережка, сейчас всех и не вспомнишь. Ныне я работаю с детьми в художественной школе, и есть девочки, которые приходят сразу после уроков ко мне и сами фантазируют, предлагают собственные варианты узоров. Я им говорю, что нужно вышить самостоятельно хотя бы одну салфетку, а потом от идей не будет отбоя. Своим ученицам я рассказываю и о некоторых технических моментах, о которых должна знать вышивальщица, — например, если перевернуть вышитую работу наизнанку, все стежки должны быть в одном направлении, а хвостики ниток зашиваются на лицевой стороне, будто прячутся внутрь полотна, и сугубо в цвет той нитки, которой вышивается.
ПОЧЕМ КЕПТАРИК С ЭНЕРГЕТИКОЙ?
Гостей музея интересовали не только особенности техник различных регионов, но и цены. Как объяснили мастера, это зависит от времени, которое пошло на работу, и от стоимости материалов. Так, картины Людмилы Лесюк из Ровно стоят от четырех тысяч гривен. Их мастерица вышивает на льняном полотне полиэстеровыми (искусственными) нитками. Однако стоят так дорого не из-за материала, а потому, что выполнены в собственной технике пани Людмилы. Если смотреть на картины издалека, то кажется, что они написаны красками и кистью, на самом деле же — вышиты нитками.
— Мои работы называются интерьерные вышитые полотна, выполненные на основе глади, но в новой интерпретации, — объяснила вышивальщица. — Я сама придумала несколько техник, одна из них — мазок, когда орнамент нашивается как гладь, но нитки накладываются в несколько слоев, так получается объемный узор. В сеточке (это моя любимая техника) поверх основного узора накладываются стежки в шахматном порядке. Это придает картинам законченный и целостный вид. Для некоторых работ это не нужно, а иногда стоит приглушить яркую тональность определенного элемента, например, ствола дерева, поэтому я шью на нем сеточку.
Как говорит пани Людмила, ее работы по карману далеко не всем, но для самой мастерицы важно не это, а творческий процесс, на что она тратит по шесть-восемь часов ежедневно.
— У меня цены зависят еще и от размера, — добавляет мастерица по художественному вязанию Елена Дзиядевич, показывая на жилетки, юбки и платья. — Например, детские кептарики стоят 150—250 гривен, а сердаки на взрослых — от 900 гривен. Раньше я вязала спицами традиционную одежду, а потом, когда началась мода на сугубо украинское, решила делать это в национальном стиле. Беру за основу вышивку и пробую вывязать спицами подобные узоры на кептариках. Так получается вещь современная, но из натурального материала. Эти вещи уникальны тем, что передают колористику и традиции различных регионов. Так, гуцульский сердак немного украшен кисточками, чего нет у полтавского. А вот этот детский костюм полностью воссоздает стиль ровенского региона — тем, как пришиваются рукава к плечикам, под наклонным углом, и как оформляется пола кептарика — по ней будто вырезаются ушка, и их обязательно должно быть девять. В основном это работы из карпатской домашней шерсти. Благодаря этому безрукавки очень практичны, ведь они некрашеные, а значит не полиняют, не выгорят и прослужат десятилетия.
Работы мастерицы больше всего понравились молодежи, и хотя не все могли купить, но комплиментов сделали не один десяток. Сама Елена Дзиядевич говорит, что спрос на украинское из года в год растет, как среди наших граждан, так и среди иностранцев. И цены иногда не имеют значения.
— А сколько стоит платье? — спрашивает девушка у ткачихи из Киевщины, показывая на длинное, почти до пят платье, сотканное из серого льна с вышитыми красными мережками на рукавах и поясе. — Такое легкое, нежное на ощупь, просто красота.
— Прошу за нее 400 гривен, — отвечает мастерица Валентина Мащенко. — Такого платья вы больше нигде не найдете, потому что оно сделано по уникальным эскизам, соткано на деревянном станке из льняной пряжи. Для своих изделий я беру только мягкий и тонкий лен, без примесей, ну разве только с хлопком. Если бы наши изделия продавались за границей, то стоили бы в несколько раз дороже. А так бизнес на этом не сделаешь. Один моток пряжи стоит от 80 гривен и выше за один килограмм.
Это вроде и немного, потому что одна рубашка весит граммов 200, но ведь никто не учитывает работу, которую нужно сделать, прежде чем получить готовое изделие. Сначала нужно намотать лен на шпульку, заправить ее в челнок на деревянном станке, а потом соткать полотно, а вместе с ним и узор. А если хочу сделать мережки, то отдельно вышиваю их на готовой рубашке.
Но сколько бы ни стоили изделия народных мастеров, ценны они тем, что сделаны с душой, не говоря уж об энергетике узоров, которой никогда не будет у современных трикотажных изделий.
Выпуск газеты №:
№100, (1996)Section
Тайм-аут