Перейти к основному содержанию

Выставка нереализовавшегося народа

«Країна Мрій» призывает вернуться Домой
29 июня, 20:16
ПРИЗАБЫТЫЙ КУЛЬТ ЕДИНЕНИЯ ПАР И СЕМЕЙ С ЦЕЛОСТНЫМ РОДОМ УКРАИНЦЕВ ПОД БЛАГОСЛОВЕНИЕМ БОГОРОДИЦЫ ВОСПРОИЗВОДИТ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ «РОЖАНИЦА», КОТОРЫЙ ВЫБРАЛ СЕБЕ В ПОКРОВИТЕЛИ БЕРЕГИНЮ ВСЕГО ПЛОДОРОДНОГО И НЫНЧЕ ЖИВУЩЕГО — РОЖАНИЦУ. НА «КРАЇНІ МРІЙ» ОНИ ПРОВОДИЛИ МАСТЕР-КЛАССЫ ПО ТАНЦАМ, В КОТОРЫХ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ ЦЕЛЫЕ СЕМЬИ, КОНДЕНСИРУЯ ДОЖДЬ В ЭНЕРГИЮ УКРАИНСКОГО ЭТНО

На погодные изменения в регламенте нынешней «Країни Мрій» публика реагировала по-разному. Многие решили вообще проигнорировать событие, кое-кто вооружился водонепроницаемой одеждой и обувью, а кое-кто... наоборот, разулся. «Обувь сегодня не имеет смысла», — говорит девушка, путешествуя по Аллее мастеров босиком. В связи с почти экстремальными погодными условиями программу нынешней «Країни Мрій» даже пришлось немного перекроить. Правда, в отличие от прошлого года, когда гроза застала организаторов врасплох и залила технику на главной сцене, в этот раз все запланированные выступления исполнителей на большой сцене состоялись, к тому же, в традиционном сопровождении «хоровода вышиванок» — правда, насквозь промокших.

Кинорежиссер Олесь Санин придал тривиальной проблеме ненастья более глубокий смысл, вспомнив слова Ивана Миколайчука: «Когда я умру и будут меня хоронить — очень хочу, чтобы был дождь. И чтобы никакая падаль не пришла».

— Думаю, — комментирует Олесь САНИН, — эта фраза Ивана сегодня очень уместна. В такую погоду «падаль» сюда действительно не придет, придут только те, кто искренне любит и ценит все то, что происходит в «Країні Мрій».

А в нашем сознании созерцание народных мастеров, музыкантов и писателей, которые мокли под дождем два дня подряд (пусть даже с виталистическим настроением), родило метафоры о затопленных украинских культурных погребах с духовными сокровищами нации и нашей «подмоченной» репутации в мире. Что не говорите, а параллель очевидна.

Так или иначе, а погода хотя и не обеспечивала солнечное настроение, но способствовала более теплому и уютному общению — прежде всего с народными мастерами.

Заслуженный мастер народного творчества Украины, методист в областном центре народного творчества Анна Ушеренко, по ее собственным словам, на «Країні Мрій» — с первых дней. Анна Михайловна вышивает с трех лет, владеет всеми техниками вышивки, в частности воссоздает узоры давних мужских сорочек. Среди ее работ — целая серия воссозданных один в один сорочек гетмана Полуботка.

— Таким я бы хотела видеть гетмана в настоящее время, — говорит мастерица, демонстрируя одну из «сорочек Полуботка». — Во время первого «Славянского базара», на котором я была в числе нескольких мастеров, Мишель Легран (известный французский композитор, пианист, певец. — Ред.) становился передо мной на колени и целовал мне руки. Я не кичусь, но у семи президентов есть мои сорочки, — рассказывает Анна Ушеренко. Правда, у Виктора Януковича нет.

— Если приложить ладонь к моей работе, можно почувствовать тепло. Секрет заключается в том, что иглу мы держим тремя пальчиками. Таким образом, энергетика вплетается в нить и ложится на полотно. Так же как иглоукалывание создает определенное энергетическое поле вокруг человека, так и вышитая вещь. Правда, в настоящее время преобладает коммерция. Конечно, когда мастер вышивает с нечистыми мыслями, энергетическое поле образуется совсем иное.

Гончарное искусство представляли мастера из разных уголков страны, в частности из Полтавской, Львовской, Ровенской, Киевской областей.

— Гончарством я занимаюсь с детства, меня всегда интересовали разнообразные глиняные изделия и процесс их изготовления, — рассказывает гончар Владимир КОРНИЕНКО. — Мое детское увлечение впоследствии переросло в хобби, а сейчас я занимаюсь этим профессионально. Гончарное искусство — это история, эстетика, технология, мастерство и теория художественных стилей. Гончар — это разносторонний художник. Гончар должен знать эстетику, археологию, историю искусств, теорию конструирования форм, теорию цвета, ведь создание любого изделия требует много сил и новых идей.

— Знали, что сегодня будет дождь, но все равно мы здесь и все равно настроение хорошее, — говорит мастер Елена ОРЕХОВА, которая занимается изготовлением кукол-мотанок с семи лет. — Я всю свою жизнь провела с иголкой, ниткой и тканью. В Украине, как известно, есть довольно много таких символов, которые с глубокой древности известны своей традицией и символичностью. Например, кукла-мотанка. Ей по разным данным — от шести до восьми тысяч лет. Поэтому я удивляюсь, что представлять Украину на мировом уровне удостоились Спрытко и Гарнюня. Это же просто мультяшки, абсолютно не отражающие нашу традицию.

Кстати, о символах. Для Петра Винса, который прожил за пределами Украины 32 года в 16 странах мира и только недавно вернулся домой, украинский символический ряд, очевидно, имеет совсем иной вид. В свое время он был самым молодым участником Украинской Хельсинской группы, в 70-х у него было две «политические» отсидки.

— Мне был двадцать один год, когда Руденко пригласил меня в УХГ. А мой отец был одним из лидеров подпольных баптистов в Украине. Он отбывал 20 лет заключения в Якутске. Потом его вместе с Валентином Морозом и еще тремя диссидентами обменяли на двух советских шпионов, которые получили по 50 лет заключения в США. Я 32 года не разговаривал на украинском языке и когда возвращался, то были сомнения, смогу ли опять заговорить. Сложно, но все-таки начал. Уже прочитал книги Костенко и Шкляра.

Приобретя за границей качественное оборудование для печати на текстиле, Петр основал собственное дело, к которому уже привлек известного украинского художника Сергея Якутовича. И теперь графические казаки Сергея Якутовича, кроме высоких исторически-художественных сфер, будут жить и в уличной моде. Кстати, с творчеством художника Петр познакомился благодаря «Дню».

— Собственно, почему я начал читать эту газету? Потому что в одном из номеров увидел: если будете читать газету «День», то приобретете осмысленное выражение лица. Теперь даже моя жена говорит мне: знаешь, мол, смотрю на тебя, а твое лицо с каждой неделей светлеет и светлеет, — рассказывает Петр.

Признанные и в то же время катастрофически недооцененные народные мастера — гончары, вышивальщики, резчики, мастера по плетению из соломы, ткачи, которые прятали под зонтами и целлофаном свои бесценные изделия, действительно добавляли какое-то щемящее ощущение, были будто очередным подтверждения того, что мы в своей стране до сих пор сидим на краешке стула. Выставка шедевров нереализованного народа, мастерство, которое в глазах государства не выдерживает конкуренции с ширпотребом и которое некому поддержать и должным образом оценить.

— «Країна Мрій» — это праздник нашего украинского гетто на нашей украинской земле, — с горькой иронией подтверждает наши мысли кинорежиссер Олесь САНИН. — Это такая таблетка счастья, которой должно бы хватить на год, для того чтобы от телевидения совсем не сойти с ума. Мне кажется, что Олег Скрипка заменяет собой все Министерство культуры и туризма. Именно оно должно было бы создавать такую атмосферу в стране ежедневно, инициировать подобные художественно-культурные акции. А сейчас такое впечатление, что мы живем на оккупированной территории. К сожалению, в украинской культуре нет своего яркого государственного лица. И не только сегодня. Она всегда черпала и, слава богу, черпает свое вдохновение из народа. И сейчас мы наблюдаем продолжение этого процесса.

Писатель и знаток древнерусской истории Владимир ОСИПЧУК-СКОВОРОДА считает, что благодаря «Країні Мрій» «у нас есть два дня в году, когда Украина — красивая, полноценная, настоящая, благодаря которой мы можем оживать и чувствовать себя раскованно. Это образ будущей страны».

Парадоксально звучит, не так ли? Особенно ввиду 20-летия такой долгожданной и желанной независимости. Что же мешает украинцам раскованно чувствовать себя остальные 363 дня?

— Внутреннее состояние и внешние факторы, — считает кобзарь, бандурист и лирник, руководитель ансамбля «Хорея Козацька» Тарас КОМПАНИЧЕНКО. — В первую очередь, несвобода, присущая постгеноцидной нации с постколониальным сознанием, которая боится быть хозяином на своей земле, которая все время оглядывается, в то время как другие нации освобождаются от прошлого, из своего «вавилонского плена». Когда иудеи выходили из египетского плена с Моисеем, то они отбросили все, что было связано с Египтом, забрали только золото. Нам также нужно решительно все отбросить, не питать никаких сантиментов к «Египту». Это с точки зрения внутреннего мира. Внешние факторы, — это, очевидно, поводыри. Беспринципная национальная элита, которая никак не может распроститься с тем «египетским пленом». Они до сих пор живут в нем, в мифологеме Советского Союза. Ведь концепция «Русского мира» — это всего-навсего модерная парадигма «гомо советикуса» в худшем его проявлении. «Отечество, царь и православие», или так называемая «духовность», которая в действительности не имеет ничего общего с Богом, — это манипулятивные технологии. А нам нужно просто вернуться ДОМОЙ и творить свою Украинскую Вселенную. Здесь, на «Країні Мрій» собираются свободные люди, у которых мечта одна, она самая ценная из тех, которые может иметь человек, — это свобода. Происходит объединение микромиров этих людей, и вместе они творят «Країну Мрій», Украинскую галактику, а точнее — общечеловеческую галактику на нашей, на своей земле.

— Для того чтобы бороться с такими вещами как культурная экспансия, нужно на должном уровне презентовать свою культуру, — считает представитель молодого кобзарского цеха Данило НОСКО. — В настоящий момент культурой просто мало интересуются, потому нужно изменять взгляд на нее. Нужно подавать ее современно, скажем, традиционные музыкальные инструменты презентовать так, чтобы они становились модными. Когда культура станет модной и ею будут гордиться тинейджеры и подростки, тогда уже можно говорить о каком-то сопротивлении. Лично я родился и вырос в Донецке. И недавно я понял, почему стал таким, то есть почему я заинтересовался кобзарским искусством. Существует много субкультур, каждая из которых пытается найти собственное самовыражение. В Донецке также немало представителей разных субкультур, а вот национально-сознательного населения — очень мало. Поэтому, играя на бандуре и проникаясь украинским делом, я именно так смог выделиться. Думаю, способность противостоять культурной экспансии зависит также от воспитания. Каждому из нас стоит ограничить просмотр телевидения и меньше слушать радио — тогда ситуация поменяется к лучшему.

— Нужно естественно развивать свое, свою культуру, — считает молодая поэтесса, участница Литературного клуба «Маруся» Татьяна МИХАЙЛОВА. — Не нужно творить культуру только ради того, чтобы противостоять другой культуре. В первую очередь нужно поддерживать культурнические мероприятия: поэтические, музыкальные, художественные. Показывать на международных мероприятиях самых талантливых своих людей, чтобы творческих украинцев признавали в мире и мир тянулся за украинской культурой (а не только наоборот).

— Хороший вкус должен передаваться прежде всего через семью — от отца к сыну, — считает молодой кобзарь Святослав СИЛЕНКО. — Потом — через телевидение. Сейчас же идеология экрана направлена против украинской культуры и нации, популяризируется алкоголь, нездоровый образ жизни. Мы же должны закреплять противоположные общественные императивы и ценность национальной музыки.

Уже восьмой год подряд «Країна Мрій» позволяет нам отмежеваться от негатива (и в собственном национальном организме, и за его пределами), хотя бы на два дня забыть о его существовании, образовать своеобразную защитную сферу, где можно чувствовать себя раскованными и свободными в своем самовыражении. Но в этом, согласитесь, немало и драматизма. Есть что-то очень нездоровое в употреблении рядом со словом «украинский» слов «гетто» и «субкультура». Возможно, для того чтобы чувствовать себя раскованными и свободными, не стоит опять ждать 363 дня?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать