Выставка трех Животковых
В чистый четверг в центральном выставочном зале Союза художников Украины открылась выставка Животковых — Олега, Сергея, Александра, прекрасных художников, чье творчество во многом отлично по формальным признакам, но удивительно близкое по сути. И, вероятно, суть эта в профессионализме, интеллигентности, интеллектуальности.
Семейный и творческий союз Животковых более года назад перестал быть тройственным. Ушел из жизни Сергей Животков. Как поет А. Макаревич, музыканты уходят из жизни, это очень плохая примета. Но после музыкантов, поэтов, художников остается их творчество.
Сегодня древо Животковых держится на Олеге Александровиче. Чтобы стали понятны причины, определившие суть художников Животковых, необходимо обратиться к родовым корням. Тем более, что когда многие были устремлены исключительно в светлое будущее, О. Животков по крупицам собирал прошлое.
В своей мастерской, угощая меня чаем с вареньем из физалиса, Животков-старший поведал историю своей семьи, свои взгляды на искусство, и то, как искусству можно обучать детей. Уже много лет он преподает в Государственной художественной школе им. Т. Г. Шевченко.
По словам Олега Александровича, на новгородских берестяных грамотах встречается имя Животок. Возможно, один из Животоков бежал на Переяславщину, откуда уже пошли Животковы. Отец художника, Лесик Алексей Львович, выходец из Львова, офицер австро- венгерской армии, после перипетий гражданской войны был директором школы. В 1937 году его расстреляли. Опасаясь за сына, мать, Татьяна Кондратьевна, дала ему свою фамилию. Она окончила Одесское художественное училище, мастерскую К. Костанди, но работала учительницей русской литературы, привив сыну любовь к поэзии. Позже любимыми поэтами станут Г. Лорка, Б. Пастернак, А. Блок, ритмы стихов которых вольются в живопись.
Особо вспоминает Олег Александрович своего дядю по линии матери, который учился в С.-Петербургской академии художеств, у А. Куинджи, его манеры, такт, и, конечно же, рассказы о художниках Питера и Москвы. Матерью его была грузинская княжна, а отец — генерал русской гвардии.
Сильным потрясением детства был горящий дом деда в селе Березань, который, уходя, поджег немецкий солдат в 1943 году. Семья осталась без крова, но более всего было жалко сгоревших книг.
Далее — золотая медаль по окончании художественной школы, поступление в художественный институт, в мастерскую С. Григорьева, кредо которого — не трогай делающего. Сокурсники —А. Дубовик, А. Лимарев, Э. Барский, В. Журавель. Была и поездка в Карелию, в Кижи, где холодный, величественный размах севера стал еще одним важным «учителем».
После блестящей защиты диплома «Шевченко у сестры», открылась возможность продвинуться по службе, а именно — стать директором Воронцовского дворца в Алупке, но для этого необходимо было членство в партии. И Олег Животков отказывается ради сохранения, как сейчас модно говорить, экологии души. Он работает в издательстве «Веселка», рисует сказочных зверей, которые по характеру мягче и добрее людей.
В многолетней работе со школьниками, которые его безмерно уважают, открыто любят, как могут любить только дети, Олег Александрович стремится видеть в ученике младшего коллегу. Он считает, важен не метод, а культура учить и умение учиться.
Основная тема творчества О. Животкова — пейзаж. Ибо, по его мнению, век картины жанровой закончился, сюжет перешел в другие виды искусств. Объясняя свое видение пейзажа, Олег Александрович прибегает к буквальному черчению схемы, где составляющими есть — этюд — стилизация — образ, когда последнему отдано доминирующее положение. Его пейзаж — это образ природы. «С этюда нельзя сделать работу, мир надо пропустить через себя», — говорит художник. Впечатление и делание предмета картины приводят к точности образов. Пейзаж О. Животкова — не просто природа, здесь не важна узнаваемость силуэтов, это образ маленького и большого мира, сплетенный из красок, которым вторят поэзия и музыка.
В работах Сергея Животкова царит покой и гармония венецианской элегии. И если Венеция реально уходит под воду, то образ города Сан-Марка в интерпретации художника незримо движется к поднебесью. Созерцательность в его полотнах, вероятно, определяющая черта.
Александр Животков работает в абстрактной живописи. Образ его картин создается с помощью света, которому придаются цветоносные качества. Кажущаяся монохромность его живописи условна и обманчива. Монолитность, масштабность, массивность определяют внешние качества работ художника, которые трансформируются в знаковость света, как самодостаточной субстанции, видеть который физическим зрением удается не всем.
Выпуск газеты №:
№70, (2001)Section
Тайм-аут