«Я бы хотел, чтобы студенты знали, кто они»
Во Львовской галерее искусств представили выставку произведений живописца, графика, иконописца и выдающегося педагога Карла Звиринского![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120926/4172-12-1_0.jpg)
Как гражданин и художник, он сознательно противостоял тоталитарному режиму в Украине. Его творчество органично входит в общеевропейский процесс развития изобразительного искусства, но до 1992 года не было официально признано. Первая (!) выставка Карла Звиринского состоялась во Львове в 1995 г. — на 73-ом году жизни художника.
Искусствоведы говорят, что имя Карла Звиринского (1923—1997) действительно связано с попыткой украинского искусства удерживаться в актуальных идеях художественного модернизма, что было очень важно в конкретное историческое время стагнации 1940—1960-х годов. «При тех обстоятельствах он оказался носителем идей, унаследованных от многих художников модернизма — воспитанников и парижских школ, и академий искусств в Кракове и Варшаве, — рассказал «Дню» профессор Львовской академии искусств Роман ЯЦИВ. — Карл Иосифович очень хорошо впитал в себя формальную художественную проблематику, чувствовал ее интуитивно и жил поиском свободных контактов».
В конце 1950-х годов Карл Звиринский, преподавая на кафедре монументальной живописи Львовского института декоративного и прикладного искусства (ныне — Львовская национальная академия искусств), сумел сплотить вокруг себя молодежь, которая стремилась преодолеть инертность стандартизированного художественного образования, навязанного московской школой, харьковскими и киевскими стандартами в образовании, связанными с искаженным пониманием реализма — соцреализмом, уничтожившим целое поколение художников 1930-х годов. «Карл Звиринский взял на себя эту миссию, корректно, осторожно, без видимого сопротивления, — придать иное измерение художественному протесту. Поэтому для молодежи была очень важной его неофициальная школа, а принимал он у себя на квартире самых одаренных студентов. И среди них были Андрей Бокотей, Любомир Медвидь, Роман Петрук, Зеновий Флинта, Иван Марчук, Олег Минько, Богдан Сорока... Он сумел заинтересовать их и литературой, и философией, и религией, и театром, и новаторскими тенденциями в мировом искусстве. Карл Иосифович дал молодежи возможность заинтересоваться намного более широким фронтом идей — как культурных, так и эстетических. В условиях Львова он предоставил молодежи возможности более активной коммуникации с миром». Впоследствии эти собрания назовут подпольной академией или духовной школой Звиринского. Сам художник так объяснял необходимость таких собраний: «Я видел, чему учат студентов. Учили их нехорошему, учили не тому что нужно. Если бы они пошли тем путем, их талант был бы затерян, и они тоже были бы потеряны как граждане. И потому мне казалось, что я должен все сделать, чтобы помочь им сохранить их природную одаренность и в то же время развить в них человеческое достоинство, гражданское осознание. Я хотел, чтобы они знали, кто они, что должны делать и куда идти».
Карл Звиринский был очень эрудированным человеком. «Его произведения, которые мы сейчас классифицируем как абстрактное искусство, перекликаются с тем, чем занималось немало художников Запада — без ограничений, диктата, цензуры и тому подобное», — говорит профессор Яцив. Поэтому в контексте украинского искусства Карл Звиринский остался носителем свободы и права выражать свою экзистенциальную сущность: «Среди учеников Карла Иосифовича мы не имеем одинаковых, похожих на Карла Звиринского художников, зато имеем очень много творческих индивидуальностей, которые абсолютно друг на друга не похожи. Он всегда делал акцент на универсальные ценности искусства — не только на национальные особенности и традиции. Он сумел сохранить равновесие и достоинство художника в тех тоталитарных обстоятельствах, сумел вдохновить своих современников высшими критериями, высшими идеями искусства».
Роман Яцив вспоминает: «Он нас водил на фильм «Цвет граната» Параджанова (это поэтическая кинопритча Сергея Параджанова об армянском поэте Саят-Нова, отснятая в 1968 году на киностудии «Арменфильм». — Т.К.). Я, откровенно говоря, не мог объяснить природу того фильма, но он нас, учеников, нацеливал на то, чтобы мы, еще совсем молодые, осознали, что есть такой высокий полет искусства, как Параджанов. То же касалось музыки и литературы — он много параллелей проводил с живописью».
Выставка развернута в залах Львовской галереи искусств (ул. Стефаника, 3) в рамках Х международного студенческого пленэра живописи, посвященного памяти Карла Звиринского, продлится она до 5 октября.
Выпуск газеты №:
№172, (2012)Section
Тайм-аут