Перейти к основному содержанию

Я прошел путь от солдата до генерала

Руководитель балета Большого театра Борис АКИМОВ о своих учителях, танцевальном «голоде» и конкуренции
23 декабря, 00:00
«Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского — едва ли не самый знаменитый балет в истории жанра, обязан своим рождением Большому театру. И то, что 20—21 декабря на сцене Национальной оперы Украины агентство «Эдвайс» впервые после 1954 года представило украинской публике полноценные гастроли балетной труппы Государственного академического Большого театра России — событие знаменательное.

Наконец киевляне увидели самый популярный балет мирового хореографического репертуара в постановке Юрия Григоровича. Артисты выступали в сопровождении Симфонического оркестра Национальной оперы Украины под руководством дирижера Большого театра Александра Копылова и с участием звезд труппы — Андрея Уварова и Надежды Грачевой. Также вместе с коллективом (120 человек) в Киев приехал художественный руководитель балета Большого театра Борис Акимов.

— Борис Борисович, когда вы начинали, предполагали, каких вершин достигнете? Занимались ли специально своей карьерой?

— Никогда… Мы воспитывались скромными людьми, нам внушали, что мы живем при самом справедливом строе и если у тебя есть талант, тебя заметят, оценят, все для тебя сделают. Я был скромным и доверчивым, даже слишком. Теперь-то понимаю, что в театре таким быть не следует! Особенно в сфере исполнительской. Педагогика — это нечто иное. Мне всегда нравилось вести класс, придумывать композиции, фантазировать. В 80-е годы — я еще танцевал — Юрий Григорович предложил мне работать по совместительству педагогом-репетитором.

— А кто были ваши наставники?

— В училище — Елена Николаевна Сергиевская, человек талантливейший, фанатично преданный искусству. Она учила нас хореографии и вообще возилась с нами целыми днями. Водила, например, за свой счет на спектакли Большого. Выпускал же из училища Марис Лиепа, мы были его первыми и последними учениками. Влияние на нас такого большого мастера и выдающейся творческой личности было огромным. В театре произошла встреча с Алексеем Ермолаевым и Асафом Мессерером. Это было счастье — знать их, быть их учеником. Им мое поколение танцовщиков во многом обязано своими достижениями.

— Говорят, вы сравнительно поздно пришли в балет?

— Мой отец, Борис Акимов, был танцовщиком в Краснознаменном ансамбле песни и пляски под руководством Александрова. Я родился в Вене, во время гастролей. В детстве увлекался фигурным катанием, в 11 лет стал чемпионом Москвы в своем возрасте в парном и одиночном разрядах. И всегда любил музыку, пытался играть на разных инструментах. Увлечение музыкой осталось, а вот к спорту я остыл, зато появился интерес к балету. Был принят в экспериментальный класс Московского хореографического училища, в который брали с 12 лет. Решающим для дальнейшего пути стало то, что сама судьба определила меня к педагогу Елене Сергиевской… Балет стал смыслом всей моей жизни.

— Вы много работаете в театрах Европы, знакомы с известными современными балетмейстерами. Какие западные хореографы вам сегодня кажутся интересными?

— Джон Ноймайер, Матс Эк, Иржи Киллиан, Начо Дуато — я их хорошо знаю, впечатление от их работ замечательное. Все композиционно изобретательно, они ищут новые формы, геометрию движений — в общем, как говорится, удовольствие для глаза… Но сам-то я воспитан на русской традиции и остаюсь приверженцем балета сюжетного с его романтичностью и духовностью.

— В чем первоочередная ваша задача как худрука балета Большого театра?

— Держать труппу в хорошей профессиональной форме. Для этого нужен активный балетный репертуар, нужно, чтобы в первую очередь шла вся классика и, конечно же, работы современных хореографов. Хочется опереться на русскую классическую литературу: какие в ней захватывающие сюжеты, характеры, коллизии! И на русскую классическую музыку. Например, музыка Рахманинова в балете. Когда-то Леонид Лавровский поставил «Паганини» на его музыку, этот балет и сейчас у нас в репертуаре… А представьте, скажем, «Первую любовь» Тургенева на музыку Рахманинова... Мы ищем молодых балетмейстеров, способных развить это направление. Сохранили золотой фонд театра — «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Баядерка», «Жизель», «Дон Кихот». Постараемся восстановить и то, что ушло, но было гордостью балета Большого театра, к примеру, «Ромео и Джульетту» Лавровского. Конечно, будут и современные балеты. Тот же Ноймайер обещал нам свои одноактные спектакли. Я думаю, что на таком высочайшем уровне нашу классику мало кто исполняет в мире.

— А что вы можете сказать о нынешнем составе вашей труппы?

— По существу, произошло полное обновление, труппа очень помолодела. Но все танцоры — профессиональны, сильны технически, артистичны. Может быть, они более деловиты, чем были мы, не так романтичны, более жестки в отношениях. Но теперь ведь и время другое, и зритель другой.

— Многие артисты балета постоянно жалуются, что в сезон мало идет классических спектаклей. Исполнителей на одну роль больше, чем самих этих спектаклей.

— Эта проблема всегда была, есть и будет. У нас в труппе 250 человек. Раньше было две сцены — Большого театра и Кремлевского дворца съездов, и каждый вечер мы показывали по два балетных спектакля. Но даже и тогда был «голод» у солистов. Либо нужно переходить к системе мобильных западных трупп (не более 90 человек), где все разложено по полочкам, все артисты всегда в работе и в форме. Сейчас наши ведущие солисты, кроме работы в Большом театре, занимаются индивидуальной творческой деятельностью и часто уезжают на месяц, на два. Театр отпускает, идет навстречу, но кто-то должен танцевать в этот период и, естественно, мы вводим новых исполнителей. Потом солисты приезжают и требуют репертуар (по контракту они должны танцевать не менее одного спектакля в месяц). Мы не можем сократить труппу. А как всех обеспечить работой? Поэтому процесс недовольства все время есть.

— В 2001 году вы согласились занять еще и должность и. о. ректора Московской академии хореографии. Сейчас вы ее художественный руководитель. Не секрет, что ситуация к вашему приходу сложилась там просто критическая.

— Согласитесь, что как художественный руководитель труппы балета Большого театра я прямо заинтересован, чтобы из Академии приходили прекрасно подготовленные люди, будущие звезды. Действительно, опыт последних лет оптимизма не внушал. Так что пришлось начинать с самых решительных мер. Двадцать учащихся отчислили за профнепригодность, чем, естественно, нажили себе врагов… Провели ремонт помещений, прозрачной стала бухгалтерия. Стараемся усилить педагогический состав. Работает постоянная комиссия по приему. Ее главный критерий — наличие у абитуриентов необходимых физических и артистических данных, то есть таланта. Шестнадцать учащихся начали получать повышенные стипендии. Обновили даже программу ежегодного отчетного концерта училища, она не менялась лет тридцать. Совместно с Большим театром поставили спектакль «Волшебная флейта». Ректором Академии сейчас работает моя партнерша по сцене Марина Леонова. Я был Зигфридом, она — Одеттой-Одиллией. Так что творческое партнерство продолжается.

— Вы считаете себя успешным человеком?

— Не все, конечно, удается сделать в жизни, но все-таки, наверное, успешный. Потому что, как видите, я возглавляю сегодня одну из двух-трех лучших трупп мира. Есть, конечно, какие-то внутренние творческие разногласия, нюансы. Без этого невозможно, это жизнь, плюсы, минусы. Я всю жизнь провел с Большим театром. Я танцевал все ведущие роли, потом много преподавал, имею много учеников. Андрей Уваров — это мой ученик. Постепенно педагогика и моя работа ведущего премьера плавно перешли в работу артистического директора. Конечно, это событие в жизни, что говорить. И я делаю все возможное, поскольку довольно хорошо знаю всех ребят труппы. Сейчас я продолжаю преподавать, даю мастер-классы, на которые собираются балетмейстеры со всего мира. Конечно, я могу назвать себя успешным человеком. Я прошел путь от солдата до генерала.

СПРАВКА «Дня»

Борис Акимов — народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, международного конкурса артистов балета в Варне. Педагог с мировым именем, преподавал и вел мастер- классы в «Ковент-Гардене» в Лондоне, национальном балете Нидерландов, в театрах Брюсселя, Копенгагена, Гамбурга, Вены, Милана, Базеля, Мюнхена, Токио. Композитор, автор романсов на стихи Сергея Есенина, которые исполняли на сцене Большого театра в концерте, посвященном столетию поэта.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать