«Японская культура в тонах и обертонах»
Так назывался концерт цикла «Элитные вечера камерной музыки Евгении Басалаевой»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110524/488-8-1.jpg)
В Национальной филармонии Украины прошел уже ХХ, юбилейный, концерт Международного проекта «Элитные вечера камерной музыки Евгении Басалаевой». В то же время этот вечер презентовал созданный известной пианисткой пять лет назад ежегодный Международный фестиваль искусств «Диалоги культур». Юбилейный концерт состоялся при поддержке Украинско-Японского центра в Киеве, Посольства Японии в Украине, Президентского фонда Л. Кучмы «Украина» и Фонда Е. Басалаевой «Київ-Класік».
Свой авторский филармонический цикл «Элитные вечера камерной музыки» народная артистка Украины Евгения Басалаева начала десять лет назад. Тогда же она создала камерный ансамбль «Контрасти Київ-Класік», который за свое десятилетнее существование стал известным во многих странах. Биография «Элитных вечеров» является частью уже новейшей истории музыкального искусства Украины, а сама деятельность Евгении Басалаевой демонстрирует довольно распространенную в современной культуре творческую личность. Действительность требует сегодня от артиста не только владения своим профессиональным искусством, но и умения совмещать функции и менеджера, и организатора, и дипломата (все концерты Басалаевой проходят совместно с международными представительствами и при содействии посольств), а также навыки бизнесмена: для организации своих мероприятий она создала собственный фонд, который помогает творческой молодежи и тяжелобольным детям. Эти все ипостаси удачно сочетает в себе пани Евгения, а воспитанная ею публика (действительно элитная) понимает, на что направлены ее творческие амбиции — приобщать слушателей к сокровищам искусства, способствовать единению музыкальных культур и вхождению украинской музыки в мировое пространство ХХІ века.
Напомню, предыдущие вечера Е. Басалаевой представляли музыку Украины, Франции, России, Австрии, Литвы, Германии, Латвии и Польши. Составляя программы, пианистка отыскивает еще не звучавшие в Киеве произведения и неизвестные музыкальные страницы. Настоящим открытием, в частности, стали концерты, посвященные забытому в Украине композитору Федору Якименко — профессору Петербургской, Пражской и Парижской консерваторий, у которого в свое время учился Игорь Стравинский, родному брату классика украинской музыки Якова Степового. Несколько концертов озвучили также образцы уникальной нотной коллекции Разумовских.
Юбилейный ХХ вечер Евгении Басалаевой открыл слушателям страницы почти неизвестной в нашей стране японской музыки. По просьбе пианистки, директор Украинско-Японского центра в Киеве Осаму Мидзутани привез со своей родины нотные сборники японских композиторов. Творческое мероприятие началось с выставки в фойе японской книги в переводе на украинский язык, представленной издательством «Грані-Т», изделий японского декоративного искусства, оригами, национальной одежды кимоно, а также демонстрации чайной церемонии.
Действу, происходившему на сцене филармонии, соответствовало название концерта — «Японская культура в тонах и обертонах». Поразительно утонченная музыка классика японской культуры ХХ ст. Тору Такимицу и композиторов следующих поколений — Шиничиро Йокойомы, Нобуя Сугавы, Исида Рокзаэмона, Минору Мики и других, словно старинные японские гравюры, завораживала своими светотенями и рафинированными мелодичными узорами. Эта музыка — неспешная, медитативная — будто заставляет нас остановиться и ощутить красоту окружающего мира, «печальное очарование и единение с природой», выражаясь словами величайшего японского поэта и буддийского монаха Мацуо Басьо. В эту музыкальную канву органично вплелись «Три хокку» на слова Басьо украинского композитора Валентина Сильвестрова в прекрасном исполнении певицы Инны Галатенко.
Большинство из услышанных произведений японских композиторов на самом деле довольно популярны в мировой музыкальной сети, например, песни «На берегу моря» Нарита Тамесо и «Лилия» Кумико Номи. В Киеве они прозвучали в аранжировке для хора, солистов, фортепиано и струнных молодого украинского композитора Богданы Працюк. Пели их на языке оригинала известный детский хор «Дзвіночок» (художественный руководитель Рубен Толмачев) и солистка Маша Усиченко — стипендиаты Президентского фонда Л. Кучмы «Украина».
Концерт продолжил традицию Басалаевой представлять на своих вечерах музыку в синтезе искусств. Стихотворения из «Антологии древней японской поэзии» озвучивали на японском и украинском языках Катаока Хироши и Виктория Король. Поэзию, пение, игру солистов и Камерного ансамбля «Контрасти Київ-Класік» подчеркивал видеоряд Александра Диордовского, а выступления чередовались с фантастическим звучанием перкуссий в исполнении Ансамбля ударных инструментов «Арс Нова» (художественный руководитель Георгий Черненко), создавая впечатление непрерывного музыкального действа. Главным же действующим лицом была, как и всегда, Евгения Басалаева: она выступала и в роли солистки, и в составе ансамбля, и в качестве концертмейстера, и даже дирижера.
Свой концерт Евгения Басалаева посвятила 40-летию предоставления Киеву и Киото статуса городов-побратимов. Но, прежде всего, этот вечер стал еще знаком солидарности и оказанием духовной поддержки мужественному народу Японии, который преодолевает последствия ужасного стихийного бедствия. Именно это подчеркнул в своем выступлении перед концертом посол Японии в Украине господин Идзава Тадаши.
Выпуск газеты №:
№88, (2011)Section
Тайм-аут