Юрий Николаев собирается в поездку по СНГ
в поисках юных «утренних звезд»
Когда месяц назад ТВ показало концерт к юбилею любимого уже не для одного поколения зрителей телеведущего, честно говоря, было завидно. И не только потому, что в зале присутствовали такие столпы российской культуры, как, скажем, Никита Михалков. А и потому, что действо зримо и в который раз засвидетельствовало наличие «школы», корпоративного братства в среде московской телевизионной элиты.
Юрия Николаева тепло приветствовал «патриарх» Игорь Кириллов, вспоминая (и помня!) первые шаги своего ученика. Герой дня в свою очередь вызывал из зала своих юных коллег, которые помогали ему вести «Утреннюю звезду»... И подумалось: а много ли у нас знаменитых личностей на телевидении и в массовой культуре, которые могли бы похвастаться своими учениками? Чтобы, к примеру, как у той же Пугачевой, не хватило бы и пальцев обеих рук, дабы сосчитать всех молодых, найденных и вышколенных ею для российской эстрады? Может, и в отсутствии подобных профессиональных «древ» — причина нашей провинциальности, а не только в том, что десятилетиями лучших забирали в Москву? Как известно, потенциал нации определяется не в последнюю очередь и активностью, с какой опыт и духовные ценности передаются от поколения к поколению. От внутренней потребности нации в этом. Родится ли она в нашей массовой культуре в конце концов? Несмотря ни на какие кризисы материальные, которые ничто — в сравнении с духовными.
— Скажите, Юрий, отразился ли нынешний кризис на вашей передаче «Утренняя звезда»?
— Никогда не жаловался и не люблю жаловаться, несмотря на то, что действительно возникли большие финансовые проблемы. Тем не менее передача выходила и будет выходить в эфир, так как к ней не потерян интерес ни зрителей, ни участников.
— В вашей передаче принимали участие сотни, если не тысячи детей. Не оскудел ли поток юных дарований сегодня?
— Наоборот, количество желающих принять участие в конкурсе увеличивается. Мы даже добавили еще одну номинацию — «Фольклорный конкурс», ибо я считаю, что дети должны знать песни, танцы, культурные традиции своих отцов и дедов. Сейчас у нас намечается целый цикл поездок по государствам, бывшим республикам СССР, и это делается для того, чтобы показать многомиллионной аудитории тех детей, которые не имеют возможности выступить на телеканале ОРТ. Так что передача развивается, хотя от проблем никто не застрахован.
— Сколько нужно денег, чтобы попасть в «Утреннюю звезду»?
— Этот вопрос возникает постоянно, и я уже устал на него отвечать. Но я повторю, что мои отношения с детьми и участниками программы не строятся на финансовых отношениях — никаких денег от них за все эти годы я не получал. И звезды у меня в программе участвуют бесплатно.
— Очень многие дети практически копируют взрослых исполнителей. Как вы к этому относитесь?
— Конечно, все это заметно, и мне хотелось бы подобных вещей избегать. Но, увы! Дети сейчас воспитываются на том, что видят на телеэкране, и от этого никуда не деться. В фирме «ЮНИКС» я издал два приказа, может быть, смешных на первый взгляд. В первом из них говорится, что если я увижу ребенка, который пользуется макияжем, то я имею право отстранить его от участия в программе. В последнее время сложился стереотип, особенно в провинции, что маленький актер или актриса — это прежде всего ресницы, помада, макияж. Я всеми фибрами своей души ненавижу это и стараюсь предотвратить. Потому я издал дурацкий, на мой взгляд, приказ. А второй приказ о том, что если я увижу кого-либо из родителей или руководителей коллективов общающимися с членами жюри передачи, то я также имею право отстранить юного конкурсанта от участия в программе.
— А как строятся ваши отношения с жюри?
— Вопрос неподкупности жюри для меня настолько ясен и снят с повестки дня, что я просто на него не отвечаю. Я встречаюсь с членами жюри за несколько минут до начала программы и говорю им: «Дорогие мои, прислушайтесь только к своим внутренним ощущениям и эмоциональному восприятию ребенка. Кто понравился больше, тому поставьте пятерку, а кто меньше — четверку». Безусловно, мои личные симпатии и мои вкусовые предпочтения часто отличаются от тех оценок, которые выставляют члены жюри. Тем не менее я никогда не вмешиваюсь. Но у меня всегда есть в запасе возможность пригласить понравившегося мне ребенка еще раз или дать свой приз от фирмы «ЮНИКС».
— Как вы себя чувствуете, когда общаетесь с детьми?
— Мне гораздо проще, интересней и легче общаться с детьми, нежели с их родителями. Для детей это праздник, и хотелось бы надеяться, что день, проведенный на съемках «Утренней звезды», они запомнят на всю жизнь. В общении с детьми у меня не возникает никаких проблем. Я чувствую себя с ними абсолютно на равных...
— Как вы отдыхаете после напряженной работы?
— Как ни странно, на даче, где особый мир, особое состояние души. А еще спорт: это и теннис, и лыжи, и полеты на спортивных самолетах. Еще как человек азартный играю в бильярд, так что все игровые виды спорта представляют для меня определенный интерес.
— Что бы вы пожелали многочисленным телезрителям, которые любят вас и с нетерпением ждут новых встреч с вами?
— Только душевного покоя — это самое главное.
Выпуск газеты №:
№35, (1999)Section
Тайм-аут