Заметки на полях
В киевской галерее «Боттега» открылась выставка «Камень, ножницы, бумага: произведения из коллекции Британского Совета»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100322/450-8-3.jpg)
«Камень, ножницы, бумага» — подборка графики известных британских скульпторов из коллекции Британского Совета с 1950-х годов до сегодняшнего дня; некоторые работы выставлены впервые.
Экспозиция в «Боттеге» интересна в первую очередь тем, что современное британское искусство в наших галереях появляется не часто; исключением является разве что центр Пинчука, однако там работают с отдельными именами. «Камень, ножницы, бумага» — именно концептуально целостный проект, сформированный в главном офисе Британского Совета в Лондоне и уже показанный в Армении, Грузии и Азербайджане.
Генри Мур, Гилберт и Джордж, Эдуардо Паолоцци, Аниш Капур, Дэмиен Херст, Лаям Гиллик, Трейси Эмин, Бернард Мидовз, Вильям Тернбул, Барри Фланаган, Брюс МакЛин, Билл Вудров, Аня Галаччио, Дэвид Шригли, Ричард Дикон, Майк Нелсон, Гейли Ньюмен — большинство этих имен хотя бы раз должен был слышать любой ценитель современной скульптуры. Работы этих художников стоят в музеях, на площадях и в парках многих мировых столиц. Собственно, выставка — попытка заглянуть за кулисы творения больших форм: что на досуге у себя в блокнотах рисуют эти серьезные дамы и господа?
По преимуществу верны профессии. Эффектный, похожий на пластичный иероглиф — желтым по черному — «Петушок» Бернарда Мидоуза — это лишь набросок к его более поздней бронзовой скульптуре «Весенний петушок» (1956), к одному из анималистических образов, благодаря которым Мидоуз прославился.
Знаменитый Мур представлен литографиями наклоненных фигур (1976—1977 гг.) — условными изображениями, отдаленно похожими на человеческие тела. Со своей стороны, не менее известный Аниш Капур — лауреат Тернеровской премии, строитель громадных металлических и зеркальных конструкций — явно позволил себе расслабиться в нефигуративных офортах (1995—1998 гг.), больше напоминающих эксперименты абстракционистов 1950-х, а иногда — образцовые поп-артистские упражнения.
Еще один классик ХХ века — Эдуардо Паолоцци — как раз и был поп-артистом и ставил статуи, предельно реалистичные и иронические одновременно. Его рисунки, однако, по манере герметичны: два человекоподобных силуэта заполнены странными механизмами, а цветные офорты 1967 года — «Военные игры (измененные)» и «Город солнца» — похожи на сложные планы-схемы невиданных антиутопий и дают ощущение всматривания в неизвестный мир.
Гилберт и Джордж среди всех представленных, по-видимому, наиболее радикальны: считают самих себя живыми скульптурами, их самые известные перфомансы построены именно на этом. Если отталкиваться от их концепции, то они так же, как и Мур, привязали графику к основной работе: ведь их серия реалистичных автопортретов-открыток (1971), еще и с достаточно литературными названиями («Мужество», «Стыдливость», «Светскость», «Потерянный день», «Нормальная скука», «Опыт», «Идиотское желание») — это, в сущности, фиксация бытия знаменитого дуэта в качестве живых скульптур в разных нарядах на фоне различных пейзажей.
Самодостаточны черно-белые линогравюры Билла Вудроу, который в «основной» профессии конструирует асамбляжи и инсталляции из бытовых предметов. У него вышла сюрреалистическая периодическая таблица, в которой каждый элемент проиллюстрирован причудливой, будто срисованной из сна композицией, включающей в себя предметы, части человеческого тела, животных или насекомых.
В конечном счете, заметно, что для всех представленных авторов графические работы (особенно если сравнивать со скульптурными достижениями) — скорее, все же маргиналии, которые, впрочем, необычным способом подчеркивают или оттеняют характер художника. Та же Трейси Эмин, известная благодаря скандальной откровенности своих произведений, нарисовала тушью пару женских ног в юбке и со свойственным этой художнице самолюбованием так и назвала: «Мои прекрасные ноги». Дэмиен Херст упражнялся в рисовании вращающихся спиралей на листе, а затем немного еще набрызгал краски; вышло одинаково, а названия почему-то разные — очень по-херстовски, действительно. Аня Галаччио, которая часто центральным элементом своих инсталляций делает стволы и ветки деревьев, представлена природоведческим «Одуванчиком» — в трафаретной печати, где сами одуванчики на зеленом лугу отмечены золотистой краской. Барри Фланаган, делающий из металла сверхпластичных человекообразных зверьков, в офортах ограничился пасторальными пейзажами Лох-Несса — можно лишь догадываться, какое существо он отлил бы в бронзе, чтобы установить на берегах этого озера...
Можно ли сделать из этой экспозиции выводы о том, что же все таки происходит в современном искусстве Королевства? Наверное, нет. Зато есть хорошая выставка актуальной графики, так сказать, заметки на полях. Сделанные, впрочем, очень талантливыми руками.
Выпуск газеты №:
№50, (2010)Section
Тайм-аут