Перейти к основному содержанию

Правительству предложено определиться

С кем и за счет чего завершать проект «Одесса-Броды»
02 ноября, 00:00

На заседании СНБОУ под председательством Президента Леонида Кучмы «было отмечено неудовлетворительное состояние выполнения решения СНБОУ Украины от 14 февраля 2000 года, введенного в действие указом Президента Украины от 10 марта текущего года. В частности критике была подвергнута работа по обеспечению диверсификации источников энергоснабжения, достройке нефтепровода Южный—Броды, созданию внешнего окружения для реализации евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК)». На заседании отмечалось, что правительством не был проработан комплекс мер внешнеполитического и внешнеэкономического характера для поддержки ЕАНТК. В частности не были проведены переговоры со странами и крупными компаниями — участниками нефтедобычи и сбыта каспийской нефти (Шеврон, Бритиш Петролеум, Эксон-Мобил и др.). Украинская сторона ограничилась разговорами и презентациями, в результате чего ни одна крупная компания не проявила интереса к украинской части нефтетранспортного коридора.

По мнению участников заседания, Украина занимает стратегически важное географическое положение на пути наиболее оптимальных энергетических потоков и должна «воспользоваться нынешней ситуацией динамичного перераспределения структуры энергоснабжения на евроазиатском геоэкономическом пространстве». ЕАНТК в целом и его украинская составляющая — терминал «Южный» и нефтепровод «Южный— Броды» и далее на Польшу — рассматриваются украинским руководством как один из важных элементов трансевропейской системы обеспечения энергоносителями». Как сказал «Дню» секретарь СНБОУ Евгений Марчук , для устранения недоработок предусматривается создание координирующего органа во главе со специальным представителем Президента, возможно, в статусе посла по особым поручениям, что характеризует значимость, придаваемую этому направлению работы руководством Украины. В посольствах соответствующих стран будут созданы специальные группы дипломатов.

Предложен ряд мер экономического и политического характера относительно усиления участия Украины в ЕАНТК. В частности, правительству поручено срочно определить источники финансирования проекта (странно, что до сих пор правительство не удосужилось этого сделать) и окончательно определиться с созданием международного консорциума для реализации проекта украинской части евроазиатского нефтетранспортного коридора. Особо на заседании СНБОУ подчеркивалась необходимость гарантий инвесторам. Это напрямую связано с поиском источников финансирования, потому что до конца нынешнего года и на следующий год для завершения первой очереди проекта нужно не менее 600 млн. гривен. Таких денег в бюджете не предусмотрено, а предприятие «Дружба», строящее нефтепровод, также не имеет таких средств.

Президент Л.Кучма обратил особое внимание на срочную и скоординированную деятельность всех ветвей власти по реализации этого проекта, завершение переговоров со всеми потенциальными партнерами и создание дополнительных гарантий безопасности иностранным инвестициям. Предложено внести изменения в законодательные акты с целью обеспечения экономически благоприятных условий для инвестирования этого проекта и его функционирования, а также осуществить дополнительные меры по предупреждению негативных экологических последствий от деятельности украинской части ЕАНТК. Обсуждались также другие меры, призванные обеспечить защиту национальных интересов в контексте диверсификации источников поставки нефти в Украину и обеспечения украинской экономики энергоносителями. Это решение СНБОУ будет введено в действие соответствующим указом Президента Украины, сообщает Интерфакс-Украина.

Проект ЕАНТК и нынешние меры по активизации его строительства нельзя воспринимать как антироссийские. Эксперты «Дня» при этом отмечают, что дипломатичность украинской стороны в данном случае вполне понятна: пока в правительстве размазывали слезы радости по поводу своих находок в деле газового обхода России по дну двух морей, последняя сумела договориться с ЕС об увеличении своих газовых потоков в Европу, и СНБОУ в данном случае пришлось практически восполнять просчеты правительства, подменившего разговорами практическую работу на решающих направлениях.

Совет национальной безопасности и обороны поручил также соответствующим министерствам и ведомствам проверить техническое состояние оборудования Чернобыльской АЭС, соблюдение международных стандартов ее безопасного функционирования и изучить возможность поставки на станцию в течение нескольких месяцев свежего ядерного топлива.

СНБОУ рассмотрел и одобрил работу Государственной администрации железнодорожного транспорта по выполнению мер, направленных на повышение эффективности и решение проблем железных дорог, поручил Кабинету Министров и Министерству транспорта продолжить работу по повышению эффективности функционирования железнодорожного транспорта.

За 9 месяцев текущего года украинские железные дороги получили доходы на сумму 7,4 млрд. грн., что на 1,9 млрд. грн. больше, чем за аналогичный период прошлого года, полностью рассчитались с бюджетом и погасили задолженность перед Пенсионным фондом, своевременно рассчитались за потребленную электроэнергию. Сокращены бартерные расчеты за предоставленные железными дорогами услуги, ликвидирована задолженность по выплате зарплаты, среднемесячная зарплата в 2000 году выросла в два раза.

Секретарю СНБОУ Евгению Марчуку поручено продолжать контролировать исполнение указа Президента Украины от 20 апреля 2000 года № 603 «О решении СНБУ от 11 апреля 2000 года «О состоянии железнодорожного транспорта Украины и мерах по обеспечению его эффективного функционирования».

СНБОУ обсудил механизмы проведения военной реформы в стране, начиная с 1 января 2001 года. Эти меры были рассмотрены в контексте основных результатов выполнения первого и второго этапов государственной программы строительства и развития Вооруженных сил в 1997—2000 годах, о которых проинформировал министр обороны Украины Александр Кузьмук.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать