«Повість радощів і мук»
Сегодня в Киеве перезахоронят украинского поэта Александра Олеся
В воскресенье, 29 января, на Лукьяновском кладбище в Киеве состоится перезахоронение известного украинского поэта Александра Олеся.
Напомним, что 3 января останки классика украинской литературы Александра Олеся (Александра Ивановича Кандыбы) были эксгумированы на Ольшанском кладбище в Праге. В 1919 году он уехал за границу как атташе чрезвычайной миссии Украинской Народной Республики в Венгрии.
... Еще гениальный Данте знал, что худшее в человеческой жизни — вспоминать счастливые годы и знать, что они навсегда прошли, что впереди — тяжелые времена страданий, одиночества и жестоких испытаний. Этот знаменитый украинский поэт (а заодно и общественный деятель, публицист, просветитель и драматург), о котором пойдет речь далее, прекрасно знал, как это невероятно тяжело: тосковать на чужбине по родной Украине, по той, которой он посвятил эти замечательные строки:
«Швидко, швидко ми побачимось,
Рідна матінко моя...
Наговоримось, наплачемось...
І зберіг я тільки, ненечко,
Скарб один, що ти дала, —
Золоте, як зірка, сердечко...».
Александр Олесь (Александр Иванович Кандыба), один из крупнейших мастеров украинского лирического слова ХХ века, родился ровно 139 лет назад, 5 декабря 1878 года, в городке Белополье Сумской области. Отец будущего выдающегося поэта, Иван Федорович Кандыба, был потомком знаменитого чумацкого рода, мать, Александра Васильевна Грищенко — происходила из крепостных. Но это была поистине необычная женщина, сплав на редкость высокой культуры, непоколебимой воли и доброты. Именно она научила маленького Сашу читать (уже в четыре года!), именно она познакомила его с нашей святыней 3 «Кобзарем», именно она, оставшись после смерти мужа на рыбных промыслах в Астрахани, по собственным словам, «одна з трьома дітьми й трьома карбованцями в кишені» все же смогла вывести детей в люди. Александр сохранил нежность к ней на всю жизнь.
В одиннадцать лет, с потерей отца, закончилось детство, которое запомнилось как «один золотий день», как «суцільна казка природи». Впереди ждала суровая школа жизни — Белопольская церковноприходская четырехлетка, которую потом вспоминал как «катівню», сельскохозяйственная школа в Харьковской области (хотелось учиться и дальше, но где взять деньги?..), Харьковский ветеринарный институт, участие в открытии памятника Котляревскому в Полтаве в 1903 году (это событие стало настоящей манифестацией украинского духа, так как принимали в нем участие корифеи национальной культуры из Приднепровья, Слобожанщины, Галичины, Буковины, Волыни: Леся Украинка, Михаил Коцюбинский, Василий Стефаник, Михаил Старицкий, Гнат Хоткевич, Елена Пчилка ...). Притеснения украинского слова на территории Российской империи привели к тому, что Александр Олесь принял абсолютно сознательное решение: посвятить себя литературе.
Действительность «незабутньої» державы Романовых была такой, что даже завоевав всеукраинскую славу сборником «З журбою радість обнялась» (1907), одним из шедевров своей лирики, Олесь, чтобы существовать, вынужден был работать ... на киевской скотобойне (культура и рынок — вечная проблема!), создавать прекрасные стихи в «атмосфері кривавого пару й агонії конаючих тварин». Например, вот такие:
«Ой не квітни, весно, —
мій народ в кайданах,
Мій народ в задумі,
Очі його в стумі,
Серце його в ранах,
А життя в туманах.
Ой не квітни, весно,
пишними квітками,
Бо народ мій встане,
Розіб’є кайдани,
Вкриє світ димами,
А поля тілами…».
Уже из этого небольшого отрывка можно почувствовать, в чем уникальность художественного дара Александра Олеся: он — удивительно тонкий, нежный лирик, но в то же время и поэт, наделенный редким талантом историзма, более того, талантом пророка. Приведенные строки были написаны еще в 1906 году, но разве дальнейший ход страшной, трагической истории Украины не подтвердил, что перед нами — глубокое прозрение будущего, а не причудливые видения одинокого поэта?
Во время кровавой бойни Первой мировой войны, во время освободительной борьбы 1917-1920 годов Александр Олесь был с родным народом, радовался его победам, невероятно страдал, видя, как проливается невинная кровь. Поэт ставит «вечный» вопрос: чего же не хватает украинцам, чтобы стать свободными? И ответ такой: не хватает веры, ведь
«Коли б ми вірити могли,
Які б ми витерпіли муки,
Яку б вагу взяли на руки,
Які б хрести ми понесли!
Коли б ми вірити могли...»
И еще не хватает гнева, ведь:
«Коли б ми гніватись могли,
Які б пожежі засвітили,
Які б кайдани ми розбили,
Якого б ката розп’яли!
Коли б ми гніватись могли...».
Архаичное ли это стихотворение?
Творчество, жизненный путь Александра Ивановича Кандыбы (Олеся), бесспорно, занимают достойное место в пантеоне высших достижений украинского духа ХХ века. Выдающийся поэт, прожив более 20последних лет в вынужденном изгнании в Праге, определял свою жизнь как «повість радощів і мук». Он умер 22 июля 1944 года, не выдержав страшного горя — в нацистском концлагере Заксенхаузен был замучен его любимый сын, тоже блестяще одаренный поэт Олег Кандыба (Ольжич). Но Олесь вернулся в Украину бессмертными своими стихами, став самым высоким примером того, как нужно любить Отчизну — в эпоху холодных душ, как нужно работать с родным словом — в эпоху циничного бескультурья.
Больше о жизни и творчестве Александра Олеся читайте по ссылкам:
История с прахом Олеся: сделаны ли выводы?
Section
Культура