Код Заборовского
Ежедневно тысячи людей любуются Лаврской и Софийской колокольнями, Андреевской церковью, возвышающимися на правом берегу Днепра. Однако имя человека, благодаря которому существуют эти и другие визитные карточки Киева, — митрополита Рафаила Заборовского — вспоминается не так часто.
ИСТОРИЯ НАШЕЙ ДУХОВНОСТИ
22 октября исполнилось 270 лет со дня упокоения митрополита Киевского, Галицкого и всея Малой Руси Рафаила Заборовского. К этой дате приурочена выставка «MIRA RES...» (с латыни — «Чудеса») в Национальном заповеднике «София Киевская». Одной из ключевых ее задач, по словам Нели Куковальской, генерального директора «Софии Киевской», является восстановление в памяти истории нашей духовности.
СВЯТАЯ ПАРАСКЕВА С ЖИТИЕМ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVIII В. ДЕРЕВО, ЛЕВКАС, ЛЕПНИНА В ЛЕВКАСЕ, ТЕМПЕРА, ЗОЛОЧЕНИЕ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
«Вопрос выбора названия для выставки во многом характеризует вопрос памяти о Рафаиле Заборовском. Когда предложили название «MIRA RES.», то контраргументом было — люди не поймут, о чем выставка. Однако если написать на афише «Выставка посвящена памяти Рафаила Заборовского» и выйти на Софийскую площадь, то кто это такой, ответит тоже, очевидно, один человек.
И им будет работник заповедника, вышедший попить кофе», — утверждает Игорь Нетудихаткин, научный сотрудник «Софии Киевской». Однако так было не всегда. Еще при жизни митрополита академия, которой он помогал, решила сменить название на «Могило-Заборовская». А время, когда он был митрополитом, иногда называют «временем барокко Заборовского».
«ПАЗЛЫ», ВОЗВРАЩАЮЩИЕ ПАМЯТЬ
Экспонаты выставки разнообразны и широко раскрывают фигуру Рафаила Заборовского. Собрали их в одном месте благодаря сотрудничеству многих институтов, в частности Национального заповедника «София Киевская», Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, Национального музея истории Украины, Национального художественного музея Украины, Фонда памяти Блаженнейшего Митрополита Владимира и тому подобное.
На выставке можно увидеть макеты ворот Заборовского, Староакадемического корпуса — лишь нескольких из большого количества сооружений, к сооружению которых причастен митрополит. Да и сам Дом митрополита, в котором проходит выставка, завершили при Рафаиле Заборовском. Кроме того, на выставке представлено много икон.
По мнению Игоря Нетудихаткина, такая любовь Рафаила Заборовского к архитектуре и иконописи не случайна. По его словам, митрополит тоже когда-то пробовал себя в этих искусствах. Доказательство тому — в 1739 году императрица Анна Иоанновна подарила Рафаилу Заборовскому набор, который использовали архитекторы.
Фото Софийского иконостаса на выставке указывает на еще один факт из биографии митрополита. Часто он вкладывал собственные средства в поддержку православной церкви, и Софии Киевской в частности. На его средства, например, построили церковь святого Владимира на столичной Шулявке.
Одним из самых заметных экспонатов является модель корабля XVIII века. Ее автор Вадим Гошко, представитель Федерации судомоделизма и судомодельного спорта Украины, получил за свою работу 14 медалей. Этот предмет намекает на интересный период в жизни митрополита, когда тот был обер-иеромонахом Российского императорского флота.
Однако самые важные предметы содержатся в следующем зале. Это элементы богослужебного одеяния митрополита (митра, омофор, поручи), найденные археологами во время раскрытия его захоронения в Софийском соборе в 1936 году. Кстати, поручи недавно отреставрировали, как и головки ангелов с места захоронения Рафаила Заборовского, которые тоже можно увидеть на выставке.
Все эти предметы, словно пазлы, возвращающие память о выдающемся украинце. Однако деятельность этого человека столь масштабна, что ее нельзя вместить в два зала.
«СВЕТИЛЬНИК ИСТИННЫЙ»
Как отметили организаторы выставки, название «MIRA RES.» не только передает слова митрополита Серапиона Александровского, когда он демонстрировал нетленные мощи Рафаила Заборовского. Деятельность митрополита — тоже чудеса.
Что побуждало человека, который мог полонизироваться и сделать карьеру в Речи Посполитой (Правобережье тогда входило в ее состав), «пробираться» в Киев? Ведь тогда этот город принадлежал другому государству. Рафаил Заборовский сделал в Российской империи фантастическую карьеру: в 1723 году — обер-иеромонах Российского императорского флота, а уже в 1725 году — епископ Псковский и Нарвский. Однако все равно он больше всего заботился об интересах родной земли, защищая существование Киевской митрополии и препятствуя намерению Священного синода подчинить себе Киево-Могилянскую академию.
Рафаил Заборовский ввел четкие правила не только церковной жизни (например, запретил пускать зажиточных мирян к алтарю), но и академической, составив «Академические правила для преподавателей и студентов». При его управлении число студентов академии выросли вдвое, а в архитектуре города начался период всплеска.
Поэтому все сферы, к которым приобщился митрополит, пережили обновление и получили толчок к развитию. Духовный пульс этого толчка мы ощущаем сейчас, когда, например, посещаем Софию Киевскую. По словам Нели Куковальской, сложно рассказать о заповеднике, не вспомнив имя Рафаила Заборовского.
Поэтому выставка «MIRA RES.», как отметил директор музея «Духовные сокровища Украины» Игорь Понамарчук, — «первый шаг к искуплению наших грехов, того, что мы не помним наших героев». Он также прибавил: «Человек в том мире хорошо себя чувствует до тех пор, пока мы вспоминаем его здесь, поминаем, благодарим, что были такие люди».
В XVIII веке могилянский префект назвал Рафаила Заборовского «светильником истинным». Ольга Зарицкая, сотрудница Фонда памяти Блаженнейшего Митрополита Владимира, вспоминает слова из Евангелия от Матвея о том, что светильник не нужно ставить под сосуд — он должен стоять на подсвечнике и светить людям.
«Светильник истинный» давно осуществляет свою миссию. Задача нашего поколения — создать «подсвечник», который сделает знание о митрополите доступными для большинства. Это и воплощает выставка «MIRA RES.», которая продлится в «Софии Киевской» до 24 января.