Край молока, меда и... неволи
В наше время, в эпоху гаджетов и соцсетей, любое громкое заявление за секунду долетает на другой материк. Каждый из нас может подружиться с иностранцем и узнать, как его соотечественники представляют Украину. А еще несколько веков тому назад путь в другую страну был длинным, сложным и дорогим. Поэтому общественное мнение о той или другой территории формировали в частности художники и авторы книг и карт.
Сотрудники Национального музея истории Украины сделали своеобразный срез представлений иностранцев о наших землях в виде выставки «Глазами ближних и дальних соседей: Украина в графике XVII—XIX веков». К ее формированию приобщились и Национальный художественный музей Украины и Национальная библиотека Украины имени Вернадского. Большинство экспонатов из фондов трех учреждений выставляются впервые.
КАЗАКИ НА СТРАНИЦАХ И КАРТАХ
Куратор выставки, старший научный сотрудник НМИУ Ярослав ЗАТИЛЮК начинает экскурсию по выставке с первых источников информации об Украине для европейцев. В 1517 году краковский ученый Мацей Меховский издает «Трактат о двух Сарматиях», где в частности идет речь об украинских землях. «Здесь формируется первый стереотип о плодородном «крае молока и меда», над которым будто тяготеет историческое проклятие, ведь эти пограничные земли постоянно под угрозой вторжения и разрушений», — рассказывает куратор выставки. Информация из этого трактата и другой польской хроники была использована в известной европейской энциклопедии — «Универсальной космографии» Себастьяна Мюнстера 1556 года. Наряду с этими изданиями в витрине — небольшая книжица из серии «Республики» с описаниями польских, литовских и украинских земель.
Первое более-менее полное описание Украины в XVII веке сделал французский инженер и картограф Гийом Левассер де Боплан. За 20 лет работы на наших землях он создал еще и первую общую карту украинских земель и топографические планы отдельных территорий. Эти наработки использовались в европейских атласах. Представление о поприщах Украины как отдельном казацком государстве дополняют и карты выдающегося немецкого картографа Иоганна-Баптиста Гоманна, созданные в XVIIІ веке.
«Интерес к нашим землям заметно вырос во времена Просветительства, — продолжает рассказ Затылюк. — Спровоцирован он был в частности «Историей Карла XII» Вольтера, которая переиздавалась до ста раз на разных языках. Там автор описывает казаков и Мазепу, блуждания Карла по Украине, размышляет о причинах поражения шведов в войне с Россией». По заказу Наполеона Бонапарта историю Войска Запорожского исследовал в труде «История казаков» французский историк Шарль-Луи Лесюр.
Написанные несколько ранее книги Иоганна Кристиана Энгеля — одни из первых трудов по истории Украины. Интересно, что на них ссылались и европейские, и некоторые российские и украинские историки, в частности Дмитрий Бантиш-Каменский, чей тревелог по путешествию в Молдавию и Валахию также представлен на выставке. Такие описания впечатлений с сопутствующими иллюстрациями и картами были очень популярны среди тогдашних путешественников. Например, на выставке экспонируется немецкий тревелог 1855 года, в котором описывается климат, почвы, полезные ископаемые, а также быт украинских крестьян.
ОТДЕЛЬНАЯ ЛЮДНОСТЬ
Тексты и несколько карт — скорое, дополнение выставки, основной мощный и выразительный элемент — визуальный. Ярослав Затылюк рассказывает о восприятии украинцев и их поселений, ссылаясь на экспонаты перед нами. «На грани XVIII—XIX вв. Украину воспринимали как недоцивилизованное пограничье с патриархальным укладом и богатейшей историей, которую население до конца не осознает. Образ казацкой нации заменился их потомками, крестьянами, которые страдают от московского деспотизма. Задача образованных европейцев — привезти сюда достижения цивилизации», — объясняет исследователь. — «Российские путешественники в свою очередь ехали на поприща Украины осматривать памятники истории Руси и исследовать свой древний корень. Они считали, что казаки, а тем более крестьяне — это отдельная этнографическая нация, которая не имеет никакого отношения к князьям. В действительности, это не новинка в мировой истории. В те же времена европейцы придерживались мнения, что их современники из Греции не имеют никакого отношения к древнему наследию. Якобы намного больше общего с наследием античного государства имеют французы, итальянцы и тому подобное».
Отношение к украинскому народу как к талантливому, но ленивому к государственным делам, и потому порабощенному, прослеживается и в гравюрах с пейзажами. Где бы мы не оказались, взглянув на изображение, — то ли в Стрыйском районе, то ли в предместье Киева, или на Полтавщине — везде акцент сделан на невероятных пейзажах и величественных памятниках истории. И русские художники, и Наполеон Орда, который считал себя поляком, изображали леса и луга, церкви, дома и дворцы, построенные правителями. Но каждый фокусировался на том, что касательно к истории его империи — Российской и Речи Посполитой, соответственно. Мелкие фигурки крестьян, занимающиеся своими повседневными делами, только детализируют передний план.
Отдельная стена на выставке посвящена портретам людей и изображениям традиционной украинской одежды, что составляет образ крестьянской нации. Работы Михаила Клодта зафиксировали сюжеты из жизни красивых и расслабленных людей в одежде ярких цветов. Офорты и портреты крестьянок Льва Жемчужникова и зарисовки Екатерины Гальцевой тоже изображают крестьян в привычных условиях, но выглядят более приземлено. Доминик-Пьер де ла Флиз, автор этнографического описания крестьян Киевской губернии, прибавил к своему огромному фолианту альбом из 5 листов с зарисовками их костюмов. Часть можно рассмотреть под выставочным стеклом. Не могла обойтись эта подборка без Тараса Шевченко, его пейзажных работ и нескольких офортов — фрагментов из «Живописной Украины». Этот проект был для него способом как можно лучше представить наш народ. К сожалению, невзирая на масштабный замысел, продолжить проект не удалось.
ОСТАНОВИТЬ МГНОВЕНИЕ
Следует отдать должное и художникам, которые изображали украинские земли, и тем, кто сумел сохранить эти достижения. Ведь много экспонатов этой выставки демонстрируют нам памятники истории, которые уже исчезли (например, ханские гробницы в Бахчисарае) или выглядят совсем иначе (тот же старый Подол и творение Ивана Григоровича-Барского). На выставке нашлось место и пейзажам Крыма середины ХІХ века — Судакская долина, Алушта, Симеиз.
В центре музейного зала — огромное фото Николаевского цепного моста — первой капитальной переправы через Днепр в Киеве, что существовала в 1853—1920 годах. Его сделал Джон Кук-Борн. А ниже для сравнения — небольшие литографии-открытки, сделанные на грани ХІХ и ХХ веков, с тем же городским пейзажем. «Время идет, изменяются способы фиксации действительности, — завершает экскурсию Ярослав Затылюк, передвигая по стеклу вмонтированную лупу. — Когда-то такое фото было очень дорогим, и сделать его было непросто. А теперь едва не все мы имеем в кармане смартфон с камерой и по несколько гигабайтов цифровых архивов». Соответственно, каждый из нас имеет возможность формировать не только собственный имидж, но и картинку своего города и государства в глазах иностранцев. Но такая легкость приносит и дополнительную ответственность. Photoshop — программа, конечно, могучая, но подтянуть к идеалу реальность, а не ее отпечаток на матрице фотоаппарата — вызов более сложный. И более интересный.