Парижская философия
У Эрнеста Хемингуэя есть автобиографичное произведение «Праздник, который всегда с тобой» — там описывается период 1920-х годов, когда молодой писатель жил в Париже. Книга привлекает своим настроением, какой-то искристостью жизни. Это произведение вспомнилось на выставке «Визуальная щедрость. Фотографии Парижа», которая проходит в киевской галерее ART 14 и где представили снимки Владимира Базана. В работах — взгляд на французскую столицу иностранца, который, впрочем, прекрасно знает город и сформировал личное его виденье.
Впервые фотографии Владимира Базана представляют в Украине. Автор является белорусом, но с 2008 года живет в Париже как политический эмигрант. Базан — известный репортажист, его серии «Думай, парень...» — о детской колонии, «Армения. Декабрь. 1988» — о землетрясении в этой стране, работы о жизни Беларуси 1970-1980-х годов показывали на многих выставках, они получали награды в Советском Союзе и за рубежом. Также Владимир является одним из творцов первой негосударственной общественно-политической газеты Беларуси «Витебский курьер».
Но в Киеве показывают именно художественные работы Базана. «Многие люди фотографируют Париж. У Владимира Базана особое виденье этого города, соединенное с искусством. Это философский, красивый и спокойный взгляд на Париж, все закоулочки которого, кажется, известны, — говорит основательница галереи ART 14 Екатерина БОРИСЕНКО. — Владимир Базан напоминает мне Анри Картье-Брессона и Брассайя, но мы видим и его собственный взгляд на город».
На некоторых фотографиях — достопримечательности, известные даже тем, кто в Париже никогда не был: Эйфелева башня, стеклянная пирамида Лувра, Музей д’Орсе. Другие места, которые попали в кадр, не растиражированы, но знаковые для тех, кто хорошо знает этот город. Например, узкая улица с рядом металлических столбиков вдоль бордюра. «Это улочка на Монмартре, где расположено кафе «Лапен Ажиль» («Ловкий кролик». — Авт.), в котором собирались представители Парижской школы, в частности — кубисты. Рядом — дом Бато-Лавуар (с французского — «плавучая прачечная». — Авт.), в котором они жили, на фото — вход во двор, где он стоит. Это знаковое для Парижа место, о котором не все знают», — рассказывает куратор выставки «Визуальная щедрость» Глеб ВЫШЕСЛАВСКИЙ.
Винтовая лестница на другом снимке — только от взгляда на нее туманится голова — тоже связана с искусством. Она ведет к мастерским известных художников-мигрантов. Как рассказывает куратор выставки, этот двор расположен около Центра Жоржа Помпиду, в мастерских работают, среди прочих, Эрик Булатов и Владимир Янкилевский.
Железнодорожные пути вокзала Сен-Лазар густо переплетаются, словно линии судьбы. «Кто-то сказал, что здесь нет ничего парижского, но для меня это очень парижские пути. Ни в одном городе я не видел такой насыщенности железнодорожных переплетений, — комментирует Глеб Вышеславский. — Владимир досконально знает Париж, знает маленькие тайны этого города. В каких-то его работах вижу элементы сюрреализма, у них меняются пропорции привычного мира, а какие-то снимки более классические. Автор творчески продолжает традицию послевоенной гуманистической фотографии, естественной для искусства Франции, хотя и не копирует кого-то».
Черно-белые фотографии Владимира Базана богаты яркими образами и историями. «Думаю, цвет мешал бы созерцать спокойно. Здесь цвет не нужен, — рассуждает Екатерина Борисенко. — Это как в японской гравюре: цвета мало или нет совсем, и этого достаточно. Здесь главное — композиция. Владимир имеет художественное образование, и это заметно. Его фото подобны картинам, он хорошо чувствует композицию, все в балансе».
Между прочим, фотограф часто выкладывает свои работы на Facebook, где за его страницей следит немало людей. Поэтому в Украине этого автора знают, кто-то, как отмечает Глеб Вышеславский, вообще воспринимает его как киевского фотохудожника.
И теперь «прогуляться» по Парижу с Владимиром Базаном можно на выставке «Визуальная щедрость», которая проходит в галерее ART 14 до 26 февраля.