Счастье, замри!
Радостные, ироничные, меланхоличные — работы графика Константина Калиновича, разные по настроению, но все сказочные. Эти произведения пропитаны аллюзиями на картины древних мастеров — Яна Вермеера, Гендрика Аверкампа, Иеронимуса Босха. А ключевой символ — время. Это и «Колесо времени», которое призраком проступает перед парой на заснеженном берегу реки, и всесильный «Большой часовщик». Время просыпается снежинками и тает, меняются традиции, одежда, быт, но общего между людьми 400 лет назад и сегодня не так мало, как может показаться. Сейчас гравюры, гуаши и акварели Константина Калиновича можно увидеть на выставке «Тени зимнего сада», которой Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко открыл новый сезон.
Константин Калинович работает в Киеве, постоянно принимает участие в выставках в Украине и за рубежом, является обладателем художественных премий Южной Кореи, США, Великобритании, Франции, Турции, Бельгии, Китая и так далее. Одним из инициаторов его выставки в Музее Ханенко стал коллекционер и знаток графики Андрей Соломенко.
«Среди инициатив нашего музея есть выставки художников, наших современников, которые работают с темами или образами классического искусства, — говорит Елена Шостак, куратор выставки и заведующая научным отделом графики Музея Ханенко. — Так Константин Калинович обращается к образам художников Средневековья, к готическому искусству, к мастерам XVII века. Человек, не знающий этого, увидит гармоничные произведения, которые интересно рассматривать. Если человек разбирается в классическом искусстве, то увидит в этих работах дополнительное содержание. И чем больше человек знает о таких символах, тем интереснее ему рассматривать эти произведения. Поэтому под эту выставку мы будем устраивать и авторские экскурсии, и несколько образовательных мероприятий».
В СВОИХ РАБОТАХ КОНСТАНТИН КАЛИНОВИЧ НЕРЕДКО ПЕРЕОСМЫСЛИВАЕТ ОБРАЗЫ С КАРТИН ГОЛЛАНДСКОГО ХУДОЖНИКА ГЕНДРИКА АВЕРКАМПА. НАПРИМЕР, НА ЭТОЙ АКВАРЕЛИ, ЧТО ТАК И НАЗЫВАЕТСЯ — «ПРОЩАЙ, АВЕРКАМП III»
Зима — любимое время года Константина Калиновича, события на многих его работах разворачиваются в тихий заснеженный день или, наоборот, среди пурги. «На мой взгляд, образ зимы объединяет много разных чувств, и весомая составляющая здесь — лирическое настроение. Меня больше привлекает именно это: лирика, воспоминания, что-то приятное на душе. Грусть тоже присутствует, но ее не очень много», — говорит Константин Калинович.
Главным вдохновителем Калиновича является Гендрик Аверкамп, голландский художник XVII века. Вероятно, вы видели зимние пейзажи этого художника, по крайней мере, на фото или репродукциях — например, многофигурные сценки на катке. Можно прочитать, что этот сюжет полюбился голландцу, ведь в детстве он часто проводил так досуг. «Когда я впервые увидел работы Аверкампа, вспомнил, как в детстве мы катались на коньках. Осенью заливало лес, рощу, а зимой это замерзало, и можно было кататься, играть в хоккей и тому подобное. И меня так удивило это совпадение в том, что было 400 лет назад, с современностью! Это я пытался выразить в творчестве, — делится Константин Калинович. — Еще общее в жизни 400 лет назад и сегодня есть, наверное, в каких-то простых чувствах. Остались любовь, воспоминания, какие-то ощущения из детства. У нас немного добавилось разной техники, электроники, а душа человека осталась».
НОВАЯ ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ ХАНЕНКО ПОЗВОЛЯЕТ УЗНАТЬ НЕЧТО ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕМ. НА СНИМКЕ — ОФОРТ «ЗАБЫТАЯ МЕЛОДИЯ»
Среди экспонатов выставки «Тени зимнего сада» также можно увидеть инструменты, которыми работает мастер, медные доски, «пустые» и уже гравированные. «Наших посетителей часто интересует, как сделана та или иная работа. Вы пишете, что это, например, гравюра на меди, но мы видим гравюру уже на бумаге. Все дети рисовали акварелью, какими-то красками, все лепили, например, из пластилина. А как сделать гравюру — знают и хорошо понимают не все. Мы рассказали об этом художнику, и он предоставил для экспонирования свои инструменты», — объясняет Елена Шостак.
На первом месте для Константина Калиновича — то, какие чувства вызывают его работы. Художник пытается передать некую «спелость» момента, наполненного эмоциями. Калинович говорит: «Что мне понравилось в работах Аверкампа — например, люди катаются на коньках, и практически ничего там не происходит. Это так хорошо! Вот они катаются, и в этом есть какая-то магия. Главные темы для меня — Аверкамп, снег, лед и люди, которые развлекаются и ни о чем не думают. Так классно!»
Выставка «Тени зимнего сада» продолжается в Музее Ханенко в Киеве по 8 октября.