Страсти по кабуки
Две гравюры одна под одной, на одной — Ан но Хейбей, преступник из легендарной банды, участников которой казнили в Осаке в 1747 году, на другой — прекрасная девушка Охан. Это — изображение одного человека, знаменитого актера театра кабуки Оноэ Кикугоро ІІІ. Он был выдающимся канеру якуся, то есть актером, который одинаково искусно исполнял и мужские, и женские роли. Эти гравюры, созданные художником Утагавой Куниеси, и еще свыше 80 других представили на выставке «Мир кабуки», которая сейчас проходит в Киеве, в Национальном художественном музее Украины.
«День» побывал на экскурсии по выставке и узнал от ее куратора, ученого секретаря НХМУ Юлии ЗИНОВЬЕВОЙ, немало интересного о знаменитом японском развлечении.
ДРЕВНИЙ МАСКУЛЬТ
Напомним, 2017-й объявлен Годом Японии в Украине, поэтому выставку можно назвать ярким его началом. Укийо-э, гравюры на дереве, представленные на выставке, 20 лет тому назад музею подарило Посольство Японии в Украине. В настоящее время в НХМУ храниться 167 произведений мастеров школы Утагава, очень влиятельной в ХІХ веке.
Для экспозиции отобрали гравюры в жанре якуся-э, то есть изображение актеров театра кабуки. На этих работах — не просто портреты реальных людей, актеры появляются в своих звездных амплуа. Юлия Зиновьева называет якуся-э тогдашним масскультом. «Все очень любят актеров, фотографии еще нет, постеры никто не делает, и люди покупают себе такие печатные изображения», — объясняет куратор выставки. Из одной формы можно было сделать две-три тысячи отпечатков.
ПОЧЕМУ НА СЦЕНЕ — ТОЛЬКО МУЖЧИНЫ
Слово «кабуки» состоит из трех: «песня», «танец» и «мастерство». История театра началась в 1603 году. Его основательницей считается священнослужительница Идзумо-но Окуни. Парадокс: в кабуки, придуманном женщиной, почти всю его историю играют только мужчины. Дело в том, что в 1620-х годах кабуки был не совсем приличным явлением. Как объясняет Юлия Зиновьева, актрисами театра становились куртизанки. И в 1637 году власть — тогда правили сегуны из семьи Токугава — объявила: никаких женщин в кабуки, только мужчины. Впрочем, сначала возникали разные истории, сплетничали, что и мужчины занимаются в театре не только танцами. Но в конечном итоге кабуки стал просто развлечением.
Кстати, в 2000-х годах в Японии на сцену кабуки допустили и женщин, но это не стало распространенным: за несколько веков мужчины во всех ролях стали «фишкой» театра.
«ЛАСТОЧКИ, НАМОКШИЕ ПОД ДОЖДЕМ»
Пьес для кабуки создано тысячи. Некоторые популярные сюжеты повторяются на гравюрах разных мастеров. Так, знакомясь с выставкой в Нацмузее, можно отследить историю о двух самураях, влюбленных в одну женщину.
Утагава Кунисада сделал героем гравюры самурая в пышном наряде с узором «ласточки, намокшие под дождем». По словам Юлии Зиновьевой, такой костюм имеет только один персонаж кабуки — Нагоя Сандза. На гравюре в этом образе показан знаменитый актер второй половины ХІХ века Каварадзаки Гондзюро. Он держится за шляпу из зеленой осоки и недовольно смотрит вперед — именно в этот момент он замечает соперника, самурая Фуву Бандзаэмона. Оба влюблены в куртизанку Катсураги. Соперники начинают бой — по сути, вся пьеса является таким себе танцем-боем.
А на гравюре Утагавы Куниеси видим Фуву Бандзаэмона в исполнении актера Секи Сандзуро — его наряд не менее красив, чем у соперника, с золотыми цветами на зеленом фоне. Заканчивается пьеса неожиданно: к самураям приходит Катсураги и предлагает прекратить бой. Мужчины ее слушаются.
РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ, КОТОРЫЕ СТАЛИ ПЬЕСАМИ
«Почти все истории кабуки рассказывают о том, когда, кто и при каких обстоятельствах погиб», — говорит Юлия Зиновьева. Пьесы основывались как на известных событиях, так и на историях из жизни простолюдинов, которые взволновали общество.
На гравюре Утагавы Садафуси изображена влюбленная пара. Мужчина стоит сзади женщины и развязывает ее пояс оби. Хотя герои кажутся довольно спокойными, художник изобразил момент, когда эти двое готовятся к самоубийству. «По сюжету мужчина влюбляется в куртизанку. А тогда женщин, которые работали в публичных домах, туда продавали. Оттуда их могли отпустить, только если они выплачивали свой, условно говоря, долг. Этот влюбленный мужчина не имеет денег, чтобы выкупить любимую. А у японцев достаточно часто решение проблемы — самоубийство. Это двойное самоубийство — реальная история, о которой узнало общество, и буквально через несколько месяцев она стала пьесой», — раскрывает сюжет куратор выставки.
ЯПОНСКИЙ АКТЕР И АМЕРИКАНСКИЙ ВРАЧ
Во второй половине ХІХ века сегунат Токугава начинает приходить в упадок. В 1853 году в Эдо приплывает корабль с американским коммодором Мэтью Перри, который вошел в историю, как человек, который Западу открыл Японию. Японцы подписывают с американцами торговый договор, в стране появляются иностранцы.
С американцами связана история Савамуры Таносуке ІІІ, легендарного оннагата, актера, который исполнял женские роли. На гравюре Утагавы Есиику он — томная барышня по имени Сэнгэн, художник тонко передал грацию актера. «Савамура Таносуке был талантливым и популярным, но повредил ногу, и у него началась гангрена. Тогда американцы уже открыли торговые представительства в Японии, имели там своих врачей, и местные жители понимали, что их знания медицины лучше. Поэтому, чтобы спасти актера, обращаются к медику-иностранцу. Тот долго лечит актера, пытается спасти ногу, но гангрена распространяется на другую конечность. Савамуре Таносуке предлагают ампутировать обе ноги, чтобы спасти жизнь, и он соглашается. Актера настолько любят, что он продолжает играть на сцене без ног. В кабуки есть специальные люди, одетые в черное, которые выполняют вспомогательные функции: что-то переставляют на сцене, меняют декорации и тому подобное. И эти помощники носили актера на сцене», — рассказывает Юлия Зиновьева. После операции Савамура Таносуке ІІІ прожил восемь лет. Считается, что он умер не только и не столько от ослабления здоровья, сколько от того, что его жена начала изменять. Просто угас от горя.
Однако на выставке «Мир кабуки» вы узнаете и немало оптимистичных историй. Независимо от сюжета, мастерство японских художников восхищает — в якуся-э на целые века запечатлелось текучее искусство театра. Выставка открыта в Национальном художественном музее Украины до 19 февраля.