Ноу-хау Веры Томашевской
В галерее «Акварель» известная художница из Ужгорода Вера Томашевская представила свое открытие — керамическое панно
Собственно, открытие Веры Томашевской очень логично — как, вероятно, и все настоящие открытия. Она начинала как керамист-монументалист — автор внушительных, во всю стену, декоративных композиций. Гениальная идея заключалась в том, чтобы придать такому творению камерную, картинную форму — не меняя при этом его сути. В техническом отношении панно ужгородской художницы — это объемные керамические детали, нередко ювелирной тонкости, но чаще — выразительные именно в своей лаконичности, наклеенные на холст, обычно вплотную друг к другу. Результат — парадоксальное и захватывающее соединение рукотворной «уютности» с размахом, оставляющим впечатление веселой и чуть торжественной праздничной суеты.
Излюбленные персонажи Веры Томашевской — цветы, рыбы и дома. Эти три вида честно поделили между собой «жизненное пространство» ее панно, иногда, впрочем, гостеприимно допуская в свой круг (или, точнее, свои круги) других персонажей. Тогда появляются бабочки с комичными глазками, сказочные птицы, деревья, не превосходящие, впрочем, размерами цветов («Осень»), маски или, например, заблудившийся барашек («Лес»). Но обычно произведение ужгородской художницы — либо щедро цветущая поляна («Весна»), либо живущее своей чрезвычайно бурной жизнью речное дно, либо, наконец, город. Вероятно, города — самая обаятельная часть обширной керамической страны Веры Томашевской: маленькие псевдосредневековые домики с крошечными окошками и балкончиками, все — разные, тесно составленные друг с другом, — то ли сказочная «пряничная» архитектура, то ли восхитительная недосягаемая реальность, принадлежащая другому пространству-времени. При этом предназначены эти города, несомненно, только зрителям. Во всяком случае, никаких других обитателей здесь нет — домики стоят тихие и пустые. Может быть, города Веры Томашевской — этакие города-призраки, навсегда покинутые то ли разбежавшимися гномами, то ли выросшими детьми? Впрочем, не стоит о грустном. Возможно, города Веры Томашевской — это мечта-воспоминание о ее Ужгороде. Правда, никаких конкретных указаний на это в самих панно нет. Однако вполне возможно считать Ужом речку, очеркнувшую снизу один такой волшебный городок — и, разумеется, кишмя кишащую разнообразными и развеселыми ихтиологическими персонажами.
Выпуск газеты №:
№120, (2001)Section
Тайм-аут