Перейти к основному содержанию

В неожиданном и необычном ракурсе

Во Львове представили творчество народного художника Украины Владимира Патыка
19 февраля, 13:52

Экспозицию «Смех, страх и грех глазами Владимира Патыка» открыли в Музее этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины (проспект Свободы, 15). В показе – около 70 живописных и графических работ из семейного собрания, в основном неизвестных широкой публике.

Куратор выставки – кандидат искусствоведения, директор МЕХП Андрей Климашевский, который рассказал на открытии экспозиции о главной цели выставки произведений Владимира Патыка – обостренно показать три сильнейших эмоции человека (смех, страх и даже грех) в период тоталитарного режима и глазами выдающегося украинского художника: драматично, символично, иносказательно с акцентом на иронии и сатире творил этот блестящий художник и знаток своей эпохи, который кистью неповторимо задокументировал трагикомические образы и гротескную «советскую» действительность 60-80-х годов ХХ века, мир призраков, идей и вкусов прошлого , которому уже нет возврата».

Справка «Дня»:

Владимир Патык (1926-2016) – народный художник Украины, лауреат Шевченковской премии, почетный гражданин Львова. Творчество Владимира Иосифовича уже более 60 лет является визитной карточкой галицкой школы живописи, а впервые свои картины Патык представил публике в 1954-м.

Он с детства мечтал быть художником. В крестьянской семье Патыка, где было четверо детей, рисовали все. Но ни у кого, кроме Владимира Иосифовича, художественной карьеры не сложилось. Мама пыталась отучить ребенка от такого увлечения, но он был упрям: «Буду художником!».

Одно из первых его «монументальных» произведений – пейзажи на побеленной к Пасхе родительской хате. И нарисовал он ее... буряком («потому что очень в том году был сочный буряк...»), пока мама пошла святить кулич. А потом понял, что сделал плохо, и убежал из дома, потому что был бы избит. Но на Пасху прощаются все грехи...

В 14-летнем возрасте, в 1941-м, за две недели до войны, уехал из родного села Черный Остров во Львов – поступать в Художественно-промышленную школу (теперь – Колледж декоративно-прикладного искусства им. Ивана Труша). С собой взял рисунок с изображением родительского двора. (Эта работа каким-то чудом, как говорят в семье, сохранилась до сих пор).

Учителями будущего Шевченковского лауреата были Николай Федюк, Иосиф Бокшай, Роман Сельский, Михаил Осинчук, Витольд Манастырский.

«У Владимира Патыка было очень хорошее чувство европейскости в организации картин, – рассказал «Дню» искусствовед Роман Яцив. – Он был очень хорошо образован в профессиональном смысле, прекрасно знал опыт импрессионистов, сезанистов, постимпрессионистов, и экспрессионисты для него не были чужды. Впрочем, он не подвергался никаким влияниям – всегда самодостаточен и оригинален. Картины Патыка – это его сердцебиение».

Выставлялся художник в России, Канаде, Японии. Многие его работы хранятся в музеях Канады, Киргизии, Киевском национальном художественном музее, Музее современного изобразительного искусства, Львовской национальной галерее искусств имени Бориса Возницкого, Национальном музее во Львове имени Андрея Шептицкого, в областных музеях Украины. Ближайшее окружение художника всегда говорило, что жить для Патыка значит рисовать, а рисовать значит жить. Сам художник все свои выступления, как правило, начинал со слов: «Я – счастливый человек». Также отмечал, что умеет рисовать лучше, чем писать или говорить: «Природа наделила меня работоспособностью и памятью воспроизводить увиденное много лет спустя. Мои идеалы – красота – природы и женская, человеческая доброта и правда. За мою творческую жизнь вырисовано до 600 кг краски, зарисовано до 1875 км полотна и вырисовано 1,5 тонны бумаги. Я был 16,5 лет в пути, 1632 дня в залах музея, 27 месяцев за границей, а остальное время провел в своей мастерской…».

Организаторы выставки «Смех, страх и грех глазами Владимира Патыка» отмечают, что в странствиях, на волнах неограниченных чувств, впечатлений, при отсутствии каких-либо творческих правил и ограничений, и выработался особый, темпераментный, почерк Владимира Патыка – напряженная, контрастная, временами тревожная колористика, декоративность, эмоциональность, чувственность и, несмотря ни на что, оптимизм. И добавляют, что на этой выставке один из самых ярких представителей Львовской школы в украинской живописи второй половины ХХ века откроется в совершенно неожиданном и необычном ракурсе и что большую часть представленных работ, выполненных в 60–70-е годы, зритель увидит впервые, поэтому сможет почувствовать смех, страх и грех так, как их чувствовал Владимир Патык.

Стоит отметить, что работы кисти этого незаурядного мастера львовяне могли увидеть несколько месяцев назад – «День» рассказывал о выставке «Диалог поза временем», которую представляли в Музее Андрея Шептицкого в октябре прошлого года, по случаю 95-летия художника (просмотреть публикацию «Не подвергался никаким влияниям» можно тут).

Тогда жена Владимира Патыка – неутомимая в продвижении творческого наследия мужа пани Рома Патык – отмечала: «Каждый из нас приходит в этот мир своим путем. Патик тоже имел свой путь, это не был битый путь, но он прошел его с чувством достоинства, любви и сопричастности своему родному краю. Он видел мир глазами, познавал разумом, а любил сердцем. Если сердце не запоет, то разум песню не напишет, если не будет любви к Родине в сердце художника, то ее не будет в его произведениях. Бог дает нам жизнь, но право выбора своего предназначения остается за каждым из нас. Патык знал свое предназначение с малых лет. Еще когда он на берегу, в своем селе, на мокром песке палочкой рисовал свой первый пейзаж».

Присутствовала пани Романа Патик и на открытии выставки в Музее этнографии.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов

Фото организаторов события

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать