Я (Мозаика)
На красной занавеске женская тень, разделенная по центру. Это силуэт автора фотографии Христины Шойман. А вот художница, словно под полупрозрачной пеленой, тянется к яблоку. Среди работ Шойман много автопортретов, жанровых снимков, где она тоже является героиней, например, сидит среди женщин в пестром наряде или продает фрукты.
В галерее ART 14 представили три проекта Христины Шойман. Один, с изображениями теней и обнаженного тела, где моделью часто становится сама художница, перекликается с поисками пиктореалистов. Это течение в европейском и американском фотоискусстве, которое возникло в конце ХІХ века, ее представители стремились создавать картинные изображения. Еще один проект, «Воображаемые фото», Христина сделала вместе с писателем Даном Плешой и экспонировала в разных румынских городах и Париже. Как объясняют организаторы выставки в Киеве, в основу замысла положены ассоциации, возникающие на пересечении восприятия инсценированных фотографий и текстов, проект развивает линию абсурдизма, важную для истории культуры Румынии. Третий проект Христина Шойман презентует впервые, это, можно сказать, импрессионистический дневник, визуализация настроения на черно-белых фотокарточках.
В целом в Украине не очень представлено искусство соседней Румынии. «Когда я путешествовал по Бухаресту, заинтересовался тамошним искусством. Там в музеях его очень много — современного и других веков, — рассказывает искусствовед и художник Глеб Вышеславский. — Меня поразило, что мы ничего не знаем об этом. Моя приятельница, которая хорошо знает современное румынское искусство, познакомила меня со многими художниками, мы обошли несколько мастерских, и тогда я впервые увидел фотографии Христины Шойман. Эти фотографии поразили меня тем, что, во-первых, это очень талантливо, а во-вторых, хорошо представляют современное румынское искусство. Это и современность, и ассоциации с прошлым искусством Румынии, в частности 1930-х годов — с конструктивизмом и сюрреализмом. В комплексе это дает хорошее представление о стране».
Сама Христина родилась в румынском городе Сибиу, имела тяжелое детство, столкнулась с насилием в семье, а в 17 лет решила переехать в Бухарест. Там она поступила в университет Титу Майореску, где изучала психологию (кстати, по этой профессии она работает до сих пор). В это время Христина и увлеклась фотографией, начав с обнаженных образов. Своей наставницей в фотографии художница считает американскую фотохудожницу Франческу Вудман, также на нее повлияло творчество писательницы Сильвии Плат, которая известна исповедальной поэзией. Любимыми «персонажами» работ Шойман называют свет и темноту, обнаженность как знак искренности и проявление игры четких и рассеянных образов. На сюрреалистических фотографиях изображение словно течет, окутывая элементы обычной жизни — какой-то реманент, окно, цветок.
Христина использует прием двойной экспозиции, когда один и тот же кадр экспонируется несколько раз. «Это аналоговая фотография, и такое очень трудно осуществить на пленке. С цифровыми технологиями это легче, но Христина ими не пользуется», — добавляет Глеб Вышеславский.
«Это больше, чем фотографии — это картины, в которых глубина, тонкость, сила. Мне кажется, очень непросто работать с ню, но эта серия сделана очень талантливо. Вообще в работах Христины чувствуется живой поток энергии, — говорит Екатерина Борисенко, основательница галереи ART 14. — Наверное, это первый наш проект, где человек изображает себя так много. Но это выглядит очень органично, как рассуждение, словно диалог с собой».
Фотопроекты Христины Шойман можно увидеть в галерее ART 14 до 28 июля.